На краю любви
«Только те, кто любили и страдали на земле, обрели счастье», — говорят на празднике весны. Даже после злой и холодной зимы приходит на землю благодать в виде тепла и света, даже после смерти души влюбленных воссоединяются и обретают покой. На краю тепла и света, жизни и смерти, любви и ненависти оказались герои мюзикла-легенды, созданного по мотивам удмуртского эпоса в честь 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства.
«Осталось только две программки», — слышу у входа в зал. Неслучайно их раскупили так быстро: три этажа зрительного зала Театра оперы и балета были заняты почти до отказа. Читаю в колонке постановщиков: «засл. деятель искусств УР Игорь Сметанин, засл. деятель искусств УР Василий Ушаков», и еще несколько заслуженных работников удмуртского театра. Среди действующих лиц и исполнителей не менее достойные звания: «засл. артист УР Александр Димитров, засл. работник культуры УР Юрий Смородин». Снизу небольшая приписка, объясняющая, что такое айшон (женский головной убор удмуртов), кто такие Инмар и Керемет. Именно с этими именами из позабытой удмуртской мифологии связаны два действия мюзикла-легенды.
Все представление построено на любовном сюжете. На фоне празднования прихода весны каждый из четырех главных героев, убирая маску с лица и приоткрывая занавесу своей души, делится самыми сокровенными чувствами. Всех их объединяет любовь. Но у каждого свои представления об этом чувстве. Для искренне влюбленных Айны и Бураша, которые рады только от того, что могут иногда издали наблюдать друг за другом, это чувство светлое и неразрушимое. Во время свидания большое солнце на заднем фоне отливает голубым цветом, серебряные нити окутывают тела героев, отражая чистоту и святость их намерений. А вот для покорившегося Богу Тьмы Керемету, Артану, любовь кажется легкодоступной и продаваемой за богатства. Одержимый мыслью заполучить Айну, он совершает поистине злые поступки. Керемет завладевает душой Артана и приносит в его дом горе. Ни любящая героя Идай, ни его мудрая мать Узыбей, не могут помочь одержимому Артану. Даже солнце становится кроваво-красным, когда на сцене появляется безумец. Опасность и тревога сопутствуют Артану, вставшему на путь зла и мести.
Удмуртская легенда построена на верованиях и представлениях наших предков. Постановщики очень точно передают древнюю культуру. Национальные костюмы, традиционные танцы и обряды позволяют зрителям как бы окунуться в прошлое. Здесь можно увидеть и хороводы вокруг костра, и старейшего и почитаемого удмурта Маскарчи, и мольбу к Инмару. Для наших предков Инмар, живущий на солнце, был первобогом. Солнце, источник всего живого, играет важную роль в представлении. Оно передает настроение героев, к нему обращаются люди, поднимая руки и вымаливая лучшей доли. Именно светило помогает Айне обрести свое счастье.
Интересна и фигура Керемета, противостоящего своему добродетельному брату Инмару. Его костюм имеет нетрадиционные для удмуртской одежды цвета: желтый и фиолетовый. Именно с появлением Бога Тьмы к людям приходят беды. В представлениях Кремета любовь не высокое и светлое чувство, а лишь страсть и расчетливое желание. Она не может быть вечной, несет зло и страдания. Под влиянием Бога Тьмы, Артан решает, что сможет купить любовь Айны. Он предлагает ей богатства и силой приводит в свой дом. Даже перед намеченной свадьбой несчастную героиню одевают в наряд из золотых монет и надевают айшон. Артан заключает ее в золотую клетку.
Все попытки Артана заполучить Айну не увенчались успехом. Потерявший рассудок от любви и горя, он не обретает счастье. Керемет, так охотно дававший советы герою, насмехается над ним. «Почему ты верил мне?» — вопрошает злодей. Счастье обретают лишь возлюбленные Бураш и Айна, пусть не на земле, но в другой неведомой жизни.
Человеку всегда дан выбор. Между злом и добром каждый встает только на одну сторону. Но только добро, искренность и преданность приносят вечное счастье. За каждое свое действие человек отвечает сам. И свой каждый шаг ты должен делать осторожно и только в правильном направлении.
Автор: Светлана Поторочина
Место и дата проведения: Государственный театр оперы и балета, 15 ноября 2008
Дата публикации: 15 ноября 2008, суббота
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN в мире нивхов
-
FAN и «Гады»
-
Итак, она звалась Татьяной
-
FAN «чудит»
-
Постановка «Ревизора»: хорошо или очень хорошо?
-
FAN пробует «Деликатес»
-
Про БРО: открытие сезона в ЦСДР
-
Вечные ценности и поиск смысла жизни: как Fan ходил в Театр кукол
-
Спектакль «Денискины рассказы» | Как это было?
-
Выходили бабки замуж
-
«Ад — это другие»: в Ижевске показали пьесу Сартра
-
Эротическая клоунада «Женщина-гора, или Укрощение строптивой»
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту