Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Театр » Вечные ценности и поиск смысла жизни: как Fan ходил в Театр кукол
Афиша Ижевска — Вечные ценности и поиск смысла жизни: как Fan ходил в Театр кукол

Вечные ценности и поиск смысла жизни: как Fan ходил в Театр кукол

В последние выходные ноября мне довелось побывать на спектакле Театра кукол. Звучит по-детски? А вот зря вы так думаете.

Когда я слушала одну из песен главного героя, нестерпимо захотелось оглянуться, чтобы проверить, нет ли в зале «лишних политических ушей» и не заберут ли они сейчас всех присутствующих — настолько сильной получилась премьера долгожданного сезона 20-21 в Театре кукол, показанная после вынужденного продолжительного карантина.

«Тиль» — спектакль для взрослого зрителя, поставленный по пьесе Григория Горина. Текст, к слову, до сих пор не теряет актуальности, несмотря на то, что оригинальный роман бельгийского писателя Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» написан аж во второй половине 19 века.

Этот спектакль – аллегория ни на что и на всё сразу. Волей-неволей при просмотре вспоминаются события, происходившие по всему миру в нынешнем году.

Тиль — молодой человек, юный бунтарь, который бежит наперекор обществу и говорит то, что думает, не отвечая за последствия. Это яркий собирательный образ всех типичных современных подростков и молодёжи, которые пытаются выделиться из толпы своими выходящими за рамки «обычности» поступками и лозунгами против власти. Видя, как жили и живут их родители, они пытаются изменить общество, хотя ещё толком не знают как, поэтому бросаются с места в карьер и попадают либо в ссылку, либо в тюрьму. Они — народные герои, которые горят сами, зажигая других людей и не замечая, что тем самым ранят своих близких, ради которых всё и затевали.

Его друг — такой же, как он, типичный молодой человек, заливающий горе от расставания алкоголем и едой, даже не пытающийся что-то исправить. Только вот раньше еда была хотя бы натуральной, а не современная курочка из КФС и пиво.

В спектакле есть сцена, когда Тиль возвращается после ссылки домой. Герой с дороги попадает на казнь собственного отца, отчего мучается кошмарами всю ночь. Здесь появляются очень аллегоричные персонажи — призраки и белые маски. Кто же они: беспокойные мысли в его голове, многочисленные анонимы в соцсетях, раздающие советы направо и налево, так называемые «диванные критики», или и вовсе таблетки от депрессии?..

Но мысли, – свои ли, чужие ли, – таблетки не помогут, поможет лишь Нелли, человек, который искренне любит, хочет помочь и всегда остаётся рядом.

Здесь же затронута главная проблема современного мира: где найти себя, как отыскать своё место в мире, смысл жизни. Тиль нашёл его, ему помогли его найти, а сколько сейчас людей, которые опускают руки, бросают поиски и живут на этих самых таблетках, затапливаемые мыслями анонимов?

Невероятно сильна (хотя, возможно, совсем не нова) находка с куклами-масками. Здесь стоит пояснить, и я постараюсь сделать это без особых «спойлеров»: часть актёров спектакля играют своим лицом, одетые лишь в костюм — среди них и Тиль, и его друг, и Нелли, и его родители, словом те, кто борется за справедливость. Другие, занимающие пост при властьимущих, носят на себе куклу-маску, как бы «одеты в должность». Но есть и третьи, чья личина и вовсе не похожа на человеческую и не снимается совсем. Они навсегда потеряли человеческий облик — среди них и сам король.

Выживают в обществе и могут прокормить семью лишь те, кто умело носит маску: должности, настроения или даже выражения лица. И ещё не известно, кто больше остаётся человеком: рыбник, который искренне думает, что поступает правильно, что делает это во всеобщее благо, или палач, который лишь носит маску и ненавидит свою работу, в душе оставаясь человеком.

В этом смысле замечателен и костюм короля Филиппа Второго, с чем, конечно же, вряд ли согласится актёр, его играющий. Этот персонаж буквально не встаёт со своего кресла — актёр играет, сидя на стуле, а передвигается лишь с помощниками-слугами. Что это: просто унаследованное кресло короля или высокопоставленный пост, с которого так не хочется уходить?

А в поразительном преображении бордельных девушек видится мне освобождение современной женщины от вульгарных, обтягивающих и перетягивающих всё нарядов, за которыми — простая свободная удобная майка.

К концу спектакля главный герой взрослеет. Когда вспоминает отца, вспоминает любимую, а самое главное — когда в мыслях своих разговаривает с королём и… видит в нём человека. Потому что если мы способны разглядеть человека даже в самом отвратительном существе — мы сами становимся настоящим Человеком.

***

Вывод: молодёжи спектакль обязательно понравится. Тут и рок-музыка (кстати, замечательный вокал в открывающей и закрывающей песнях), и остро-социальные тексты, и накал эмоций, и щепоточка (совсем маленькая) туалетного юмора про попы и прочие прелести, и даже аллюзия в некоторых костюмах на Звёздные войны (не знаю, специально ли), и даже привычная современному обществу реклама (да, теперь не только на Ютубе, но и в живых спектаклях! Получилось весьма саркастично, к слову).

Закончу фразой из спектакля: «Почему я живу сейчас, в это время, а не раньше или потом?»

И отвечу, тоже цитатой, но уже из Дж. Р. Р. Толкина: «Мы не выбираем времена. Мы лишь можем решать, как жить во времена, которые выбрали нас».

Автор: Полина Шарафутдинова

Дата публикации: 8 декабря 2020, вторник

Отзывы