Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Идеи » Итак, она звалась Татьяной
Афиша Ижевска — Итак, она звалась Татьяной

Итак, она звалась Татьяной

После спектакля выходишь с ощущением, что прочитал хорошо проиллюстрированный роман Пушкина. Или даже не прочитал, а посмотрел. Можно ли посмотреть то, что написано на бумаге? Однозначно — да.

В выходные журналист FAN сходил на недавнюю премьеру Театра кукол — спектакль «Евгений Онегин. История Татьяны». Показывали его на сцене буквально несколько месяцев назад открывшегося ТЮЗа — театра, чья аудитория, как понятно из названия, — юный зритель, то есть, уже не ребёнок, но и на взрослые спектакли ещё рановато. Стоит заметить, зал в ТЮЗе не совсем привычен для нашего театрального зрителя. Он сконструирован по типу амфитеатра: квадрат сцены с трёх сторон окружён зрительскими местами, и артисты оказываются немного ниже зрителей. Зато это даёт простор для фантазии постановщикам: вместо одного направления можно задействовать сразу три, что делает представление многограннее.

А теперь о спектакле.

Стихотворному тексту, особенно такому живому и яркому, как у Пушкина, на театральной сцене живётся нелегко: то в прозу переделают, то искромсают-перемелют, выбрасывая авторские ремарки, то перенесут место действия в какой-нибудь космический корабль, от чего изображение и текст перестают совпадать, эт сетера, эт сетера. Да ещё и название такое: «Евгений Онегин. История Татьяны». Кажется, что-то на модно-американском, где любят ремейки, сиквелы и франшизы, отчего спектакль сразу вызывает недоверие. Но не в этот раз.

Лаконично-одинаковые чёрные костюмы актёров, подчёркнутые грамотной игрой света и эмоциональной читкой оригинала «по ролям» буквально оживляют знаменитые строки Пушкина и придают им весомый смысл. Действие спектакля — динамика, движения, звуковые эффекты — выстроено так, что начинаешь «видеть» роман, а не просто читаешь его текст.

В спектакле нет ярко выраженного деления на роли — то есть, конечно же заглавных персонажей читают определённые актёры, но они не выделяются ни гримом, ни причёсками, ни костюмами, ни обилием украшений и страз на платье, ни самым глубоким вырезом. Но текстовый оригинал, в данном случае, сам по себе настолько красочный и живописный, что не делать костюмированное представление — было, пожалуй, лучшим решением.

Кстати, Татьяны тут и вовсе две, как две грани её души: одна строгая, печальная, закованная в рамки своего воспитания и гордости; вторая же — мечтательница и человек высоких чувств, пылкая и романтичная, ждущая своего героя. Очень жаль, что в спектакле текст Пушкина рассказан не до конца — остаётся не показан и не раскрыт образ Онегина, а ведь к концу романа Евгений тоже вырастет духовно и тоже найдёт в себе много новых чувств. Если будет продолжение (интересно, в театрах вообще кто-то ставил когда-нибудь сиквелы?..), я обязательно пойду!

Несколько слов стоит сказать и о звуковом сопровождении, точнее, о песнях, которые актёры исполняют акапелла. Они очень гармонично дополняют оригинальный текст и намекают на жизнь самого автора: может быть, именно эти песни пела Пушкину няня в детстве, может, ими вдохновлялся когда-то поэт?

Единственный раз, когда актрисы меняют свои костюмы, происходит во время сцены сна Татьяны. Многие помнят, что ей приснился медведь, который привёл девушку к Онегину, но мало кто обращал внимание на попутные детали. А ведь ей снился настоящий кошмар, ужастик. И одетые в белые как саван платья, залитая синим светом сцена, слова, звуки, ритм движений — воспроизводят этот эпизод так, что зритель наконец осознаёт: как же страшно, должно быть, было Татьяне в тот момент. Страшно и больно в глубине души.

Этот спектакль — действительно нечто качественное и самобытное. Пожалуй, если бы я посмотрел его, когда мы в школе проходили «Евгения Онегина», я намного лучше понял бы текст, да и учатся строки наизусть быстрее, когда перед глазами есть живая иллюстрация.

Кстати, идея и режиссура принадлежат самим актёрам, так что желаем им творческого вдохновения и многих премьер: хочется и дальше узнавать, на какие ещё выдумки способен молодой актёрский ум.

Идти однозначно советую, а если пойдёте, дам совет: ТЮЗ хоть и находится в здании Драматического театра, вход у него отдельный, с левой стороны, так что не теряйтесь!

Автор: Илья Солнцев

Фотограф: Театр кукол

Место проведения: Театр юного зрителя

Дата публикации: 20 апреля 2023, четверг

Отзывы