Сотворю тебе мир…
Фестиваль «Сотворение Мира», задумка которого принадлежит Андрею Макаревичу и Ильсуру Метшину, выводит историю крупнейших рок-событий в России на новый уровень. Впервые на одной сцене в российском городе встретились музыканты из 18 стран мира.
Почему для проведения фестиваля такого масштаба была выбрана столица республики Татарстан? «Казань подходит по всем параметрам, - объясняет Андрей Вадимович. - Это многоконфессиональный город, который стремительно развивается и который взял на себя финансовое решение фестиваля». Неслучайно выбран и день проведения «Сотворения Мира» - 30 августа, день Республики и день города Казани. Так жители Татарстана и гости получили прекрасный подарок в последние дни лета.
Главная идея фестиваля - собрать на одной сцене людей, не только играющих различную музыку и исповедующих различные религии, но и живущих в «не дружащих» друг с другом странах. Последние события на Кавказе стали лишь еще одним подтверждением того, что говорить о мире и «творить мир» нужно постоянно. И что идея фестиваля, не смотря на всю свою простоту, актуальна и востребована. Символами фестиваля, помимо эмблемы - воздушного шарика, заслоняющего бомбардировщик, стали такие, казалось бы невозможные проекты, как дуэт грузинки Этери Бериашвили и осетинки Ирины Томаевой и группа «White Flag», в составе которой есть израильтяне и палестинцы.
Интересно то, что все музыканты с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в «Сотворении Мира». О том, как отнеслись к этому известию родные и близкие, говорят сами артисты:
Марк Смулян: «Когда я рассказал своим друзьям о том, что еду в Россию, они спросили: «Тебе не страшно туда ехать? Там же идет война!» Простите, но я живу в Израиле, и это не очень легкое место для жизни, как и Палестина. И почему вас волнует то, что я еду в Россию? Когда мы живем дома, это всегда кажется более безопасным местом, нежели то, куда мы едем. Хотя то, что я вижу здесь, это гораздо безопаснее, чем весь мир представляет».
Патти Смит: «Знаете, у нас наоборот, все мои родственники так завидовали, что я еду в Россию, а жена нашего гитариста так рвалась в Россию, что в итоге мы купили ей билет. И все так довольны этой поездкой, что мне пришлось потратить немного больше денег, чтобы пригласить дополнительных людей сюда».
Андрей Макаревич рассказывает, почему список участников фестиваля получился именно такой: «В результате долгого выбора и переговоров был сформирован именно этот состав. Мы хотели пригласить Роберта Планта. Но, узнав о масштабах фестиваля, он отказался. При чем очень странной была форма отказа. Он сказал, что в этом году с той формой программы, с которой он выступает, он предпочитает играть в небольших клубах».
Многие слушатели задавались вопросом, почему было не сделать фестиваль в два дня? Тогда была бы возможность дать выступить не только мировым звездам, но и другим замечательным коллективам, пусть менее известным, но не менее интересным. Генеральный продюсер фестиваля Сергей Миров поведал, что даже в рамках этого фестиваля была идея сделать первый день молодежным, разогревающим. Но объем работы оказался настолько великим, что организаторы были вынуждены отказаться от этой идеи. Но если фестиваль будет иметь продолжение, программа обязательно расширится за счет молодых и достаточно известных коллективов, для которых этот мероприятие может стать хорошим толчком для продвижения вперед.
Фестиваль открылся приветственным словом представителей основных религиозных конфессий. И только иудейский священник молчал. «В Шабат нельзя использовать электричество - микрофоны, усилители», - со знанием дела пояснили участники группы «White Flag».
Над Ярмарочной площадью угрожающе нависали дождевые тучи, и группам блока world music выпала нелегкая задача разгонять их.
Пожалуй, одним из самых ярких и зрелищных выступлений, стал сеанс шаманства от харизматичного туркменского барабанщика Ришада Шафи и ансамбля «Гюнеш». «Сумасшедший лесовичок» лихо управлялся со множеством тарелочек, тут же выдавал мудреные голосовые импровизации и при этом еще и работал обеими ногами! Казалось, музыка, достигшая шумового апогея, должна была слиться в единый барабанный гул, но вдруг среди этих дробей четко начинал прорисовываться джазовый рисунок, и тогда оставалось только восхищаться, как искусно эти музыканты умудряются балансировать на грани этнического колдовского безумства и сложнейших академических пассажей.
Участники группы «White Flag» заинтересовали меня как личности. Бас-гитарист Марк Смулян, кажется, готов с увлечением и с присущей ему непосредственностью говорить на любую тему. На сцене музыканты вели себя сдержанней и продемонстрировали умение сочетать блюзовые интонации и классические рок-ходы с традиционными инструментами.
Джеффри Ориема, певец из Угандии, которого сравнивают с Леонардом Коэном, очаровал слушателей своим глубоким голосом. В противовес значительному Ориеме Зуля Камалова, австралийская певица, загипнотизировала публику магией женственности.
Сергей Старостин и «Жили-были», «Даха-Браха», «Хуун Хуур Ту» несут важную миссию - сохраняя народные традиции, популяризируют их, давая им новое дыхание.
Но лично мне из этнических групп больше всего запомнилась Инна Желанная. Несложные повторяющиеся четырехстрочные русские напевы в сочетании с глубоким электронным саундом, отправляют мозг далеко в космос. Сердце стучит в ритме неспешного мрачного трипхопа, а душа улетает вместе с голосом Инны.
Все выступление «Justin Adams Trio» я пыталась понять, что это за инструмент, на котором играет гамбиец. Звук как у скрипки, но внешне представляет собой нечто крайне экзотическое, напоминающее формой лук. Джулдех Камара играет на «ритти», однострунной скрипке. Свой музыкальный дар он унаследовал от своего слепого отца, который вдохновлялся лесными духами своего края. Надо заметить, владеет инструментом музыкант виртуозно. Панк со стажем Лу Эдмонс порадовал слушателей исполнением песни на русском языке «Сижу на нарах как король на именинах…».
Ирландские скрипки «Fairport Convention» и «Mystery Juice» поставили на уши 100-тысячную толпу. И если первые играют в традиционном ключе, так что ноги сами пускаются в пляс под незамысловатые наигрыши, то вторые, а прежде всего вокалист коллектива, заставляют визжать публику от восторга от непередаваемой, даже можно сказать, «элвисовской» энергетики, которая так и хлещет через край.
Чем ближе к вечеру, тем сложнее становилась музыка, которую предлагали исполнители. Выступление «прогрессивного» рокера Кейта Эмерсона наверняка было интересно всем: как ценителям «умной» музыки, так и неискушенным обывателям. На сцене творилось настоящее шоу. «Электрический орган» с множеством проводов и «крутилок» так и приковывал к себе взгляды. Ну и, конечно, радостно было увидеть терменвокс вживую. Можно по-разному относиться к такой музыке, кто-то может назвать ее бездушной, другие напротив будут безмерно восхищаться ее концептуальностью, так или иначе посмотреть на такое стоит. Между прочим, тяга к эпатажу всегда была присуща Кейту: «В 1968 году у меня были проблемы, поскольку я сжег американский флаг на сцене. И с того времени это стало такой неизбежной выходкой со стороны группы. Но я не любитель трюков. После этого я решил поменять свою выходку и вместо сожжения флага стал втыкать ножи в клавиатуру и играть на клавиатуре одновременно». А насчет данного фестиваля англичанин заявляет: «Я думаю, что музыка - это универсальный язык, и я очень счастлив, что мне довелось путешествовать по всему миру с музыкой. Я думаю, что здорово, когда музыканты могут вот так объединяться, чтобы воссоздавать чувство любви. Я живу рядом с Джонни Роттеном… и даже с ним можно объединиться».
Кульминацией сета интеллектуальной музыки стало выступление коллектива KTU. Финский баянист Киммо Похьонен творил невероятные вещи на своем инструменте. Кто бы мог предположить, что на баяне можно играть такую потрясающую психоделику! Дьявольские пассажи неутомимого баяниста доставили неимоверное наслаждение!
«Мне кажется, мир совершенен изначально, но мы его очень портим тем, что каждому хочется урвать что-нибудь для себя. Чем меньше мы урываем для себя, тем лучше мир. И все войны происходят оттого, что кто-нибудь хочет урвать для себя какой-нибудь кусок. А музыка - такая вещь, которая ничего не берет, а только отдает и гармонизирует пространство. И когда в одном городе, на одной сцене собирается много людей, которые приехали для того, чтобы гармонизировать окружающий мир, это прекрасно». Как на словах, так и на деле, Борис Гребенщиков стремится воссоздать первоначальную гармонию. И после необычной для уха, местами диссонирующей, музыки, приятно отдохнуть в тени простых, наполненных тихой радостью, песен «Аквариума».
Космические «Future Sound of London» были единственным коллективом, кто снабдил свое выступление видеорядом, под который хорошо было помедитировать.
«Машина Времени» зарядила позитивом любителей классического русского рока, дав возможность вместе с музыкантами коллектива вспомнить любимые песни. Подарком зрителям стало совместное исполнение песни «Пока горит свеча…» с Патти Смит.
Но вот то, чего все так ждали с нетерпением случилось: на сцену вышла «мама панка». «Прежде всего, я приехала в Казань, чтобы сделать приятное людям этого города. Поэтому будут звучать как легендарные «Horses», «Because the night», «People at the power», так и новые песни, например, песня о мире, которая очень хорошо сочетается с темой фестиваля», - делилась певица планами на выступление. Сюрпризом для собравшихся у сцены стал кавер на хит группы «Nirvana» «Smells Like Teen Spirit», который перемежался антивоенными лозунгами. Патти потрясла публику невероятной, даже местами пугающей, мощью подачи. «Я думаю, что артисты как раз способны очень ярко и хорошо выражать все чаяния и желания людей, которые стремятся к миру и очень важно, что именно в коммуникации артистов и людей, которые слушают этих артистов, происходит движение вперед. И здесь как раз артисты и зрители объединены для того, чтобы делать общее дело», - такими словами обозначила Патти Смит миссию музыки во всем мире.
Встать в один ряд с таким выступлением могло разве что нечто не менее эмоциональное, но другое по заряду. И русская певица Земфира вполне справилась с этим. Богатые аранжировки, отличные от студийных, в которых нет ничего лишнего, проникновенный голос с надрывом, доводящий до слез катарсиса. В заключении своего выступления хрупкая женщина в черном платье исполнила дуэтом с воинственной американкой песню «R.E.M.» «Everybody Hurts». На прощание певицы в знак уважения склонились друг перед другом и поцеловали друг другу руки.
На общей пресс-конференции, которая состоялась накануне фестиваля, многие журналисты пытались прояснить политическую подоплеку «Сотворения мира». Андрей Макаревич дал комментарий простыми словами: Мне всегда казалось, что основная задача политика - это обеспечить мир и благосостояние народу, который его выбрал. Войны всегда начинают политики, а расплачиваются массы. Я не хочу видеть в качестве врагов ни американцев, ни грузин. Я считаю, что есть очень простые, но очень важные вещи - мир, любовь, музыка». Последние слова могли бы стать девизом фестиваля. Неслучайно в качестве финальных песен были выбраны битловская «All You Need Is Love» и лед-зеппелинская «Whole Lotta Love».
Автор статьи: Марина Корсакова
Фотограф: Татьяна Черезова
Казань 30.08.08.
Дата публикации: 29 мая 2009, пятница
Отзывы
-
М
Михаил
Замечательная рецензия на то, что произошло практически год назад, вернулся прямо в ту атмосферу сейчас!
Ответить
Смотрите также:
-
FAN слушает классику
-
Разговор с МАСМ про современное искусство
-
Всем сесть: stand-up идёт
-
Большой сольный концерт группы «KARENIN» | ФОТООТЧЁТ
-
Юбилейный концерт группы «Аквариум» | Как это было?
-
Artik & Asti | Как это будет?
-
StandUp-концерт Ивана Абрамова | Как это было?
-
Концерт «БИ-2» | Как это было? (Фотоотчёт №2)
-
«Blues Doctors» | Как это было?
-
Сольный концерт Елены Темниковой | Как это было?
-
«CONCORD ORCHESTRA» | Как это было?
-
ANACONDAZ | Как это было?
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту