Разговор с МАСМ про современное искусство
Как проверить, действительно ли вам интересно современное искусство или вы ведётесь на его пиар?
Представьте, что произведение, которое вы пытаетесь воспринять, создал ваш друг, определённо талантливый, но ещё не авторитетный. И вы, прилагая максимум усилий, или искренне находите в этом что-то, или с уверенностью рекомендуете ему пойти другой дорогой, потому что сценарий «врать во благо» здесь не подходит.
Хоть эта теория и не пережила проверку на скептиках-друзьях, я буду горда другом, чью музыку признает современный академический мир. С другой стороны, если кто-то из моих друзей создаст нечто вроде раннего творчества группы Хлеб, я тоже обрадуюсь. Получается, вкусу автора доверять не приходится, поэтому сегодня вашему вниманию интервью с Викторией Коршуновой – руководителем Московского ансамбля современной музыки.
Интервью это из прошлого. Летом МАСМ уже выступали у нас в Филармонии, но из-за пандемии концерт пришлось транслировать онлайн – тогда-то мы и успели обсудить с Викторией онлайн-концерты и отношение публики к современному искусству.
***
⠀
Часто сталкиваетесь с первыми впечатлениями от современной академической музыки? Что говорят люди, которые привыкли к классике?
Интересный вопрос, бывает по-разному. Публике, которая привыкла слушать исключительно классику, я даже бы и не рекомендовала ходить на концерты современной музыки.
Наша аудитория часто не имеет отношения к музыке: молодёжь, которая приходит из поп- или другой современной культуры. И единицы тех, кто привык ходить в концертные залы за тем, с чем давно знаком, за радостью узнаваемого, чтобы насладиться, как принято считать гармониями. Хотя я не была бы уверена, чем они наслаждаются: произведения многих классиков опережали своё время. Поэтому неизвестно, что именно слушает эта публика по меркам той эпохи, как сейчас смеются: «Не музыку ли в мобильных телефонах».
⠀
Переживая ощущения от концерта, понимаю, насколько важно не только слушать, но и смотреть, потому что впечатление остаётся совсем другое, это так?
Безусловно, поэтому онлайн-концерты вредят и современной музыке в частности. Во-первых, трансляция, какая бы она ни была качественная, съедает акустические особенности. Во-вторых, она съедает и мимику музыканта. Было доказано, что, хоть аудиторию на музыкальных концертах и принято называть слушателями, зрительные рецепторы всё равно работают больше, чем слух. Поэтому слушатели – они вполне себе зрители, и это легко объясняется.
Пробовали ли вы смотреть по телевизору пусть даже самый качественный классический концерт, мирового уровня, где на лучших инструментах исполняются великие произведения? Над съёмкой там работает профессиональный режиссёр, оператор сам музыкант, и камера всегда показывает именно те моменты, на которые сейчас нужно обратить внимание. Всё равно эффект не достигается. Дело в том, что вживую мы не просто смотрим, а чувствуем энергию музыкантов. Вот почему и для музыканта очень важна публика – идёт прямая отдача, когда артисты видят в зале заинтересованные глаза, даже если их не много.
Поэтому можно не бояться, что технологии вытеснят живое общение. Когда я была студенткой, опасались, что электронная музыка сместит акустическую. А она поразвивалась 10 лет самостоятельно и стала частью электро-акустических композиций. Хотя, я помню, проводили целые концерты: сидят зрители в зале, на сцене ничего не происходит, а играют качественные хорошие электронные композиции – и было не то. Потому что, если есть зритель, предполагается общение с музыкантом, он тот же актёр, даже если стоит и ничего не делает.
⠀
С чего начать знакомство с МАСМ?
Тем, кто пришёл не из филармонической среды, я бы рекомендовала начать с молодых композиторов. Они более раскрепощены и откровенны, для них нет преград, они спокойно работают с объектами, дают то, что для молодёжи вписывается в понятие «драйв» или «эмбиент». Важно, чтобы не было предвзятости относительно современного и классического искусства, ведь кто-то намеренно не пойдёт на экспериментальную выставку и предпочтёт Эрмитаж – мы все разные – кто-то предпочитает музей, а кто-то ищет новизны.
***
⠀
И тут я с Викторией согласна, главное, чтобы не было предвзятости и уровень отрицания непонятного близился к минимальному. Если с этим всё в порядке и любопытство уже зашкаливает, опрометчиво рекомендую начать знакомство с онлайн-концерта на открытии фестиваля Sound Around в порту Калининграда.
Автор: Алёна Стрелкова
Дата публикации: 22 марта 2021, понедельник
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN слушает классику
-
Всем сесть: stand-up идёт
-
Большой сольный концерт группы «KARENIN» | ФОТООТЧЁТ
-
Юбилейный концерт группы «Аквариум» | Как это было?
-
Artik & Asti | Как это будет?
-
StandUp-концерт Ивана Абрамова | Как это было?
-
Концерт «БИ-2» | Как это было? (Фотоотчёт №2)
-
«Blues Doctors» | Как это было?
-
Сольный концерт Елены Темниковой | Как это было?
-
«CONCORD ORCHESTRA» | Как это было?
-
ANACONDAZ | Как это было?
-
Группа «Сплин» с презентацией альбома «Ключ к шифру» | Как это было?
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту