Дмитрий «Сид» Спирин: «Немногие катаются на скейтборде и едят бананы в шортах». Панк-рокер с двадцатилетним стажем о своём непопулярном стиле
Группа «Тараканы» справила в Ижевске свой 21-й день рождения, как и подобает
панк-рокерам: громко, дерзко и при стечении большого числа гостей – от
тринадцатилетних школьников до уже повзрослевших вместе с группой верных
поклонников. После столь бурного праздника лидер «Тараканов» Дмитрий «Сид»
Спирин нашел в себе силы ответить на наши вопросы.
– 21 год для рок-группы – солидный
возраст. Другие герои впадают в маразм, скатываются в попсу. У вас же, судя по
концерту, стало ещё больше драйва, музыка интереснее, тексты серьезнее. Как так
получилось?
– Спасибо. Ничто из вышеперечисленного не было сделано специально. Просто так
идет. Когда мы были моложе и мечтали играть в рок-группах, то никто из нас не
хотел играть поп-музыку. Здесь вопрос в том, перерастает человек свои
подростковые мечты, или они у него остаются прежними. В этом нет ничего плохого
или хорошего. Это просто данность. У нас это так, у других по-другому. Свои
подростковые мечты я полностью воплотил. Теперь просто получаю удовольствие от
этого.
– У вас множество совместных проектов с
совершенно разными коллективами: «Кирпичи», Сергей Михалок из «Ляписа Трубецкого»,
даже ансамбль «Браво». Как вы друг друга находите? Есть ли какие-то принципиальные,
жанровые границы?
– С «Кирпичами» и Noize MC, например, мы играем в пограничных жанрах, поэтому
друг друга знаем. В наших совместных проектах нет ничего удивительного. Что
касается «Ранеток», которые делали бэк-вокалы на нашем альбоме 2006 года, то
они тоже начинали как рок-группа. Мы познакомились на одном фестивале летом
2006 года в Подмосковье. Они тогда не были еще очень известны, не было этого
телешоу. Так что это тоже было не сложно.
С Женей Хавтаном из «Браво» мы познакомились в 1998 году.
«Браво» и «Тараканы» были приглашены поучаствовать в русском трибьюте Depeche Mode.
На презентации проекта мы и встретились. Я им выразил респект, сказал, что в
детстве их слушал, мама моя их поклонница. А они: «Мы вас сейчас послушали – вы
классные!». Слово за слово, зацепились, начали общаться. Что касается каких-то моих персональных критериев, я даже не знаю, что сказать по этому поводу, их особенно нет. С кем бы мы не могли записаться или сделать что-то совместное? Наверное, с какими-нибудь фашистами, такими радикалами или типа того.
– А с кем из групп, поклонником которых
вы были в подростковом возрасте, удалось выступить на одной сцене?
– Со всеми от кого я фанател, чьи постеры и записи у меня были. Мы играли с Sex
Pistols, ездили в европейский тур с Марки Рамоунс из Ramones. Несколько недель
мы были частью его группы. Открывали концерты Misfits, Stranglers, Toy Dolls,
NOFX, Anti-Flag. Я делал интервью с Майком Нессом из Social Distortion и
присутствовал в качестве спецгостя на их концерте в Норвегии. Со всеми этими панк-музыкантами
мы могли тусоваться в гримерке, бухать, смеяться, разговаривать,
фотографироваться – всё что угодно.
– Расскажите про юбилейный клип на песню
«Я смотрю на них». Как появилась идея спеть её с детским хором?
– Эта идея родилась в процессе подготовки к церемонии вручения премии «Чартова
дюжина», где эта история была в первый и пока что единственный раз показана
публике. Организаторы просили сделать артистов что-нибудь необычное. Они хотели
этакого шоу. Мы сказали, что можем сделать песню «Я смотрю на них» с детским
хором. Идея в том, что этой песне тогда исполнилось 10 лет. А в припеве поется:
«Я смотрю на эти лица, кто кем стал теперь, десять лет назад – десятый класс».
Получается уже те, кто выпускался тогда, когда была записана песня, могут петь ее от своего лица. Поэтому решили эту идею обыграть, подчеркнуть. Подумали: почему бы не позвать старших школьников? Организаторы премии помогли в поисках. Не сразу, но в итоге мы нашли эту школу. С ней все сложилось даже на символичном уровне: «Чартова дюжина» и музыкальная школа №13, у нас есть Коля Стравинский – и школа имени Стравинского, «Крокус сити-холл» – и здание школы располагается через дорогу в одном районе Москвы. Тетенька-руководитель оказалась прогрессивной, песня ей понравилась. Она реально зафанатела. Приехали к ним с акустической гитарой, тексты распечатали. Их руководитель разложила по голосам. Пошло-поехало. Все очень естественно получилось.
Видео мы сняли частично на репетициях, у них в школе, на
репетиционной базе, а потом во время выступления. В результате одна девочка из
этого хора стала звездой youtube. Сейчас видео набрало уже более 100 тысяч просмотров
и миллиард комментариев! Все признаются в любви этой «девушке с 47 секунды».
Она там так смотрит в камеру, хотя ей всего 14 лет, и появляется в кадре на
одну секунду. Какая-то магия в этом взгляде. Я не знаю как, но, возможно, это
изменит её жизнь. Нужно проследить за её судьбой!
– А как вы попали в сериал «Счастливы
вместе»?
– Я не знаю. Одно время в редакторской команде этого сериала работал кто-то – я
даже не знаю кто – из нашей московской поп-панк тусовки. Не только мы снимались
в «Счастливы вместе». По-моему, там снимались «Блондинка Ксю» и Distemper. Мы
же засветились в двух сериях: «Предки – в Тверь, панки – в дверь!» и «Сними,
сними меня с забора». Нам просто позвонил наш менеджер и сказал, чтобы
послезавтра мы ничего не забивали, нужно будет приехать туда-то. Сам процесс
сериального производства – очень скучная и муторная история. В течение дня – с
10 утра до 10 вечера – люди снимают 5-и минутный кусок 25-минутного эпизода.
Серия снимается неделю. Все это происходит в одном помещении. Специальные
рабочие двигают туда-сюда картонные декорации. Все идет без репетиций.
Поставлено на поток. Я бы даже сказал, спустя рукава. Текст учить не
обязательно, надо просто говорить близко к нему. Микрофончик свисает, он может попасть
в кадр, тогда – пересъемка. И так далее...
– Лет десять назад вы говорили, что
проблема отечественной панк-сцены в том, что есть несколько суперпопулярных групп, а остальные находятся в тени, даже если они очень крутые. Как с этим дела обстоят сейчас?
– Панк-рок вообще не популярная музыка. Даже на уровне молодежного рока. Как
раз лет десять назад музыка с приставкой «панк» была основным увлечением
подростков-рокеров. Движуха была, какие-то сборники, фестивальчики. Андеграунд
бурлил. Какие-то группы вываливались наружу. Попадали в мэйнстрим, на радио.
Эта музыка была популярна. Потом пришло эмо, за эмо – A-one рок, сейчас – рэп. Панк-рок
постепенно угасал.
Сейчас старшекласснику, который грезит выступать на сцене,
вряд ли придет в голову играть музыку в стиле Green Day. Скорее он будет хип-хоп
сочинять с пацанами или играть какой-нибудь инди. По большому счету, сейчас
панк-сцены нет. То есть она существует на уровне политизированного
анархического DIY-хардкора. Там действительно происходит что-то. Время от
времени до меня доносятся оттуда, из подвала, какие-то визги, но специально не интересуюсь,
поэтому даже названия групп не смогу сказать. Что касается поп-панка – этой
сцены сейчас нет.
– И что – конец? Так и будет?
– Не знаю, не знаю. Дело в том, что в этой музыке не было никаких особенных
черт, которые могли бы надолго задержать её. Она была слишком калифорнийской
для России. Слишком безоблачной. Немногие по жизни занимаются тем, что катаются
на скейтборде и едят бананы в шортах.
Если же брать какую-то социальную сторону панк-рока, то с этим сейчас намного лучше справляется хип-хоп. Он выразительнее. Там форма другая. Они опираются на слово. В одной песне спрессовано много-много информации. Мы не можем себе такого позволить: у нас три куплета, два припева, песня должна длиться 2,5 минуты. Как я могу рассказать в своей песне тоже, что Noize MC за семь минут? Быстро-быстро читает, много информации, шутки, рифма-рифма, игра слов. У меня просто песенная форма не подразумевает такого. Я не могу – да и все панк-музыканты – биться на поле остросоциальности и информативности.
Поэтому фиг его знает – вернется панк-рок или нет. Думаю,
вернется, но в каком-то новом, скрещенном с чем-то виде.
– Судя по вашему сайту, Вы все-таки
пытаетесь развивать поп-панк сцену – постоянно проводите конкурсы для молодых
групп...
– Все эти конкурсы – моя личная инициатива. Делаю я их для того, чтобы показать,
что есть другие формы музыкальной индустрии, что можно сделать что-то
нестандартное, реализовать какие-то новые идеи. Меня музыка молодых групп
особенно не интересует. Точнее я знаю, что среди ста групп прикольными будут
одна-две. Остальное – шлак. Что делать? Так всегда было и будет.
– Помните переломный момент, когда вы из
московской подпольной группы превратились в ансамбль, который «замещает»
Ramones в европейском туре?
– Все это происходило крайне постепенно. Эти шаги были настолько плавными, что
подъем мы фактически не замечали. Порой нам казалось, что мы несколько лет
топчемся на одной и той же ступени этой лестницы. Уже потом, когда оглядывались
назад, видели – куда-то поднялись, чего-то добились.
– У вас остались соратники, друзья по
панк-року, который были с вами с самого начала, или вы один такой?
– Есть парочка. Если говорить о музыкантах, то это группы Distemper, «Пурген», «Король
и шут», Чача, «Бригадный подряд». «Элизиум» из Нижнего Новгорода начали чуть
позже, но тоже долго существуют по нашим меркам. Наверное, кого-то забыл.
Автор: <a href="http://karachoff.blogspot.com/" target="_blank">Иван Карачев</a>
Фотограф: Владимир Мещеряков
Место и дата проведения: Бар весёлых историй, 15 мая 2012
Дата публикации: 16 мая 2012, среда
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN слушает классику
-
Разговор с МАСМ про современное искусство
-
Всем сесть: stand-up идёт
-
Большой сольный концерт группы «KARENIN» | ФОТООТЧЁТ
-
Юбилейный концерт группы «Аквариум» | Как это было?
-
Artik & Asti | Как это будет?
-
StandUp-концерт Ивана Абрамова | Как это было?
-
Концерт «БИ-2» | Как это было? (Фотоотчёт №2)
-
«Blues Doctors» | Как это было?
-
Сольный концерт Елены Темниковой | Как это было?
-
«CONCORD ORCHESTRA» | Как это было?
-
ANACONDAZ | Как это было?
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту