Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Театр » История недосказанных чувств

История недосказанных чувств

В небольшом зале театра «Птица» как всегда аншлаг. Зрители сидят друг к другу плотно-плотно, и даже проход заставлен стульями. Оттого возникло незнакомое чувство семейного театра: будто большая семья собралась посмотреть, что интересного приготовил талантливый молодняк... Виной семейному торжеству стал один из новых спектаклей «Птицы» с интригующим названием «Охота на слонов» по пьесе Бет Хенли.

Первая же сцена цепляет. Забросив удочки в мечтательное детство каждого зрителя, актёры знакомят нас с двумя девушками – Бесс и Мэйкон, такими разными и такими «похожими», по мнению одной из них. Сходство найти сложно: Бесс тиха и скромна, Мейкон эмоциональна, жаждет приключений и зовёт Бесс охотиться на слонов… Однако проскальзывает и фатальное в их встрече на железнодорожном вокзале, где обе они, оказывается, ждут приезда своих будущих мужей – Майкла и Вилла, не видевших их ни разу.

Вскоре завязка обрушивается как гром барабанов, который не раз ещё прозвучит в спектакле: за девушками приехали. За Мейкон — её Вилл, а за Бесс брат Майкла – Джек, который сообщает ей о смерти её избранника, и тут же предлагает выйти замуж за него. Бесс соглашается. Историю чувств двух семейных пар пророчески рассказывает танец Мейкон и Вилла, Джека и Бесс. Танец здесь как столкновение характеров героев, как история мучительных, изнуряющих отношений, невзаимных чувств. И вдруг понимаешь: это вовсе не семейное торжество, в зале совсем нет детей, потому что спектакль взрослый. Будто сама автор пьесы сурово и прямолинейно говорит: «сказка об охоте на слонов, которые живут на западе, осталась в детстве». Этот спектакль о взрослом эгоизме, тщеславии и предательстве.

«Охота на слонов» — история чувств, рассказанная языком музыки и танцев. Танцы, барабан и гитара звучат на протяжение всего спектакля, в данной постановке они и есть главный язык режиссёра. Полотно спектакля рванное, как экспрессивный танец, характеры героев меняются рывками и так же внезапно, как начинается бой барабанов, или звучат выстрелы Джека. Хоть зритель и понимает, что действие происходит в Северной Америке, во времена уничтожения индейцев, историческая эпоха и само время в постановке заретушированы, годы текут незаметно. Минималистский подход к декорациям — обвешанные чёрной тканью стены — ставят персонажей в центр зрительского внимания, будто мы закрыли глаза и нам являются в темноте образы хорошо знакомых людей. Может, мы действительно знакомы с тщеславным и инфантильным Джеком, деспотичной и неверной женой Мейкон, покорной и верной Бесс? Может, видим их каждый день; может, в зеркале? Хотя трудно согласиться, что такая жестокость к близким людям, какая показана в пьесе, сегодня может являться нормой. Но, как говорил Воланд из бессмертного романа «Мастер и Маргарита» — люди не меняются. Но в чём же причина жестокости к близкому человеку?

В «Охоте на слонов» танцы и музыка сказали о внутренней (читай «истинной») жизни героев больше, чем их речи, полные недосказанности. Может, и в повседневной жизни нам не хватает открытости и прямоты танца? Единственный положительный персонаж пьесы, Бесс, раскрывается во всей красоте в конце спектакля. Несмотря на предательство со стороны Мейкон, узнав о её болезни, Бесс спешит встретиться с бывшей подругой. Их откровенный диалог напоминает тот, самый первый, который состоялся между ними. Но годы упущены, они обе несчастны, а одну из них ждёт скорая смерть от сифилиса…

Здесь самое время оставить героинь пьесы в темноте насвистывать любимую мелодию. Самим же открыть глаза и вернуться к своей повседневной жизни другими.

Автор: Андрей Кочуров

Место и дата проведения: Птица, театр-студия, 15 января 2012

Дата публикации: 19 января 2012, четверг

Отзывы