«Лучший саксофонист из ныне живущих»
«Лучший саксофонист из ныне живущих» — именно так сказал Билл Клинтон о композиторе и руководителе «Джаз-оркестра» Игоре Бутмане, который 24 ноября отметил пятидесятилетний юбилей большим концертом в новом здании драмтеатра.
В рамках мирового тура вместе с «Джаз-оркестром» ижевские зрители могли услышать бархатный голос американца Алана Харриса, которых не оставляет равнодушными завсегдатаев европейских клубов и участников музыкальных фестивалей по всему миру.
После концерта у нас была возможность побеседовать с Аланом Харрисом:
— Алан, вы всегда выступаете с биг-бендами?
— Да, я стараюсь. В Европе сейчас много биг-бендов, выступаю
с ними. Я вообще могу сказать, что джаз становится более популярным. 10 лет
назад джаз как будто ушёл, но сейчас стал снова подниматься. Частично в этом
есть заслуга политики, Обама открыл приток денег в музыку. Я приехал сюда и я
шокирован: не ожидал, что здесь наша музыка так нравится.
— Что бы вы хотели улучшить в своем пении?
— Джаз, музыка — это такая вещь, где ты всё время учишься.
Всю свою жизнь, ведь правда? Именно сейчас для меня важно через мелодию
рассказать и донести до слушателя историю. Я считаю, это главный квест для
певцов.
— Вы много путешествуете, ездите. Устаёте?
— Устаю ли я? Да, иногда. Когда ты физически устал, тебе
нужна ванна. В душе я скучаю по дому, но у меня лучшая работа в мире.
— Как вы профессионально оцениваете Оркестр Игоря Бутмана?
— Это лучший оркестр в мире. Я играл с множеством бэндов, но
именно этот оркестр свингует, и это именно то, что мне нужно.
В этот момент к нам присоединился Игорь Бутман.
— Игорь Михайлович, как вы заводите свой коллектив?
— Это и тяжело, и не тяжело. За 12 лет существования
оркестра всё уже гораздо легче, но с самого начала я знал, что надо объяснить:
мы зависим от публики, а публика зависит от нас. Публика должна уйти счастливой
с концерта. Мы играем и композиции, дающие пищу для размышления, и попроще,
эмоциональные, и лиричные. Сегодня публика была очень доброжелательна, играть
очень легко. Не знаю, каким был звук в зале, но на сцене нам очень понравилась
акустика.
— Нам очень понравилось, как вы одеты. Как сложился у вас
такой стиль?
— Да, визуальный стиль для нас тоже важен. Как-то раз,
давно, дружественная к нам компания Bosco di Ciliegi подарила первые смокинги,
мы были в них почти 15 лет. Теперь нам снова подарили по два костюма, и стилем
занимался лично Куснирович. Единственное, что мы купили сами, — это ботинки. Bosco
di Ciliegi сделала нам подарок в знак уважения и любви. А цвета на галстуке
символизируют российский флаг, хотя многие думают, что это цвета французского
флага.
— Джаз в России переживает не самый лёгкий период. Что вы
надеетесь изменить, занявшись преподаванием?
— Вы знаете, я только написал заявление на кафедру, толком
не преподавал. Я сейчас собираюсь заниматься образованием именно джазовым,
эстрадным. Я занимаюсь общественной деятельностью. Если я хочу что-то делать, я
должен дойти до конца. И сейчас хочу сделать такие школы как в Англии, Италии,
Финляндии. Я хочу, чтобы такие музыканты как Алан Харрис, приезжали и могли
преподавать у нас совершенно свободно.
Джаз не переживает плохие, он переживает хорошие времена. Так что надо как раз поднимать этот вопрос, надо что-то делать, пока мы что-то можем, пока не состарились.
— А расскажите любимый джазовый анекдот?
— Хм, ну, что ж. Мальчик приходит в клуб к педагогу по
трубе, а тот после сейшена. Всю ночь играл, кутил, а тут с утра ученик. Тогда
учитель показывает: «Вот труба, вот раструб, вот мундштук, клапана, держалка.
Понял? — Понял. — А теперь дуй. — Куда? — Куда-куда… в магазин!».
— Намечаются ли сейчас у вас телепроекты?
— Мы участвовали в концертных программах Ларисы Долиной, в
шоу «Две звезды», может, что-то покажут по телевизору, но не все, что
происходит по ТВ, так важно. Особенно тяжело даются выступления джазовых
коллективов, они плохо ложатся на фонограмму, поэтому джаз не участвует в ТВ
живьем. Получается, что вещи, которые делать не нравится — и не хочется. Я не
хочу превратиться в супергероя, я больше люблю музыку, я хочу быть известен как
музыкант, а не суперизвестен. Пиар в этом плане мне уже не нужен.
Но вот делаем проекты с Долиной, Мазаевой, Аланом Харрисом, Морсалесом. Я бы сделал программу с Лолитой, но у нее нет времени, очень плотный график. Правда, у нас много гастролей и в России, и в Америке, и в Европе. Мы занимается сейчас продвижением нашего джаза в мире. Мы – страна не только большого театра, балета, но и джаза, и я хочу, чтобы об этом знали.
— Авторитарный ли вы руководитель?
— Вы знаете, неавторитарным быть нельзя. Я могу с ребятами
поспорить, но не прислушиваться к ним нельзя. Я старался быть раньше помягче,
объяснять музыкантам, что здесь я ещё не придумал, как следует сыграть, просил
совета. А потом ко мне подошел один из них и сказал: «Игорь, не стоит тебе
говорить, что тебе что-то не понятно». И это правда. Если я лидер, даже если я
не знаю, что сделаю дальше, действую по наитию, я должен вселять уверенность.
При этом у меня сложный характер, я могу накричать. Наши люди, они же расслаблены, они многие не ответственны, так что приходится быть строже. Общее разгильдяйство — это наша российская беда: музыкант может не подумать заранее о всех инструментах, нотах и так далее, которые ему понадобятся на репетиции. Я работал с зарубежными артистами, я знаю их подход — максимально собранный, ответственный. Поэтому приходится быть строже, и поэтому ребята сейчас гораздо профессиональнее ведут себя, чем раньше.
— Вы выступаете за то, чтобы музыканты держали единый стиль,
или за то, чтобы каждый сохранял индивидуальные особенности?
— Вы видели наших музыкантов — они все классные
профессионалы, все солисты и, конечно, очень талантливы. В оркестре, я считаю,
индивидуальность должна идти не в минус общему стилю коллектива. Мы задаем
стиль и придерживаемся его. Более того, у многих наших артистов есть другие
проекты, где они раскрываются с других сторон и даже меняют инструмент.
В нашем оркестре главное и сердце, и профессионализм. Музыканты друг с другом соревнуются, они учатся друг у друга. Мне нравится, что они не пассивно ждут, сейчас они просят соло в той или иной композиции.
Автор: Наталья Костицына
Фотограф: Максим Кайнер (часть фото сделана объективом Константина Савы)
Место и дата проведения: Государственный русский драматический театр Удмуртии, 24 ноября 2011
Дата публикации: 28 ноября 2011, понедельник
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN слушает классику
-
Разговор с МАСМ про современное искусство
-
Всем сесть: stand-up идёт
-
Большой сольный концерт группы «KARENIN» | ФОТООТЧЁТ
-
Юбилейный концерт группы «Аквариум» | Как это было?
-
Artik & Asti | Как это будет?
-
StandUp-концерт Ивана Абрамова | Как это было?
-
Концерт «БИ-2» | Как это было? (Фотоотчёт №2)
-
«Blues Doctors» | Как это было?
-
Сольный концерт Елены Темниковой | Как это было?
-
«CONCORD ORCHESTRA» | Как это было?
-
ANACONDAZ | Как это было?
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту