Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Фестивали » Hot Jazz-марафон 2011: Без дураков
Афиша Ижевска — Hot Jazz-марафон 2011: Без дураков

Hot Jazz-марафон 2011: Без дураков

Уфф... Всем нам не помешает сделать глубокий выдох и перевести дух. Немного сбавить скорость, оглянуться назад. Пять дней, около 130 музыкантов, не менее сотни пьес, тысячи любительских и профессиональных фото — ни один из этих фактов не передаст неочевидцам всю ту жару, которую принёс Hot Jazz-марафон 2011. И последующую далее эпически многословную попытку «обозреть» всё это великолепие с различных наблюдательных постов — также можете не считать объективной и полной.

Итак, не считая первых зимних концертов Hot Jazz-марафона 2011, которые всё-таки отстояли по времени от мощной весенней кульминации, «марафонить» Ижевск начало 18 апреля. (Ну а особо «джаззанутых» ижевчан — ещё 15 апреля, на заседании передвижного джазового клуба JazzMine, которое в кулуарах даже было предложено в качестве лёгкого неофициального «разогрева» марафона.) Ижевские джазовые музыканты на правах принимающей стороны вышли на «забег» первыми.

И понеслось: с разогревающе-антрактного выступления «М-трио» спешу занять своё место в зале, где уже готовится к своему выходу «Арсенал-Бэнд». Как-то по-особому торжественно звучащая Satin Doll — небольшой официоз — звёздный выход Ларисы Письмеровой — всегда уместный In The Mood, соло Гусенкова, Машнина, Ашрапова — и уже «всем спасибо, все молодцы!». С непривычки понимаю, что в этот раз толком не успела распробовать выступление «Арсенала» — так уж строго всем коллективам приходится придерживаться принятого регламента. Хотя, может быть, такой формат — хорошая прививка от пресыщения.

Пока к своему выходу готовится уже знакомая Jazzology, разглядываю билет «хот джаза» и, к лёгкому удивлению, обнаруживаю: «дураки джаз не слушают»! Наверное, эта фраза как нельзя лучше выражает задорно-студенческую атмосферу фестиваля, заложенную Биг-бэндом ИжГТУ как родоначальником. Этакая ирония-противовес определённому снобизму, часто приписываемому, но совсем изначально не присущему джазу. Оглядываю заполненный зал «Интеграла» и тихо радуюсь: и ведь действительно не дураки собрались! :)

Ну а «Джазология» тем временем обращается к источнику своего вдохновения, джазу сороковых и персонально — творчеству Декстера Гордона (которого музыканты очень просили не путать с доктором ГордОном, также известным слушателям по определённым причинам). Звучит безумно красивая Rainbow People, Илье Гусенкову за сольную партию кричат «браво», потом слушаем It’s You Or No One в аранжировке Декстера, потом Valse Robin и Blues For Alice. А я уже жалею, что наблюдаю за ребятами с огромного расстояния концертного зала, откуда их горящих глаз не видно. Но спасибо фотографам марафона, которые смогли поймать всё это в объективы, а все услышавшие Jazzology — наверняка поймали состояние драйва — в музыке.

Дальше — больше. Точнее, формально, конечно, «меньше», если принимать во внимание, что на сцене — ученики детской школы искусств № 1, назвавшие себя «Героями нашего времени». Пусть и громогласно, но с мальчишеским задором и подобным вокально-акапельным репертуаром — почему бы и не попробовать попасть в герои You Tube? Достаточно I’m Your Superman из популярной «Клиники» — и пресловутая «радость узнавания» в зале срабатывает на 100%. Зрители довольны, парни искренне куражатся и закрепляют результат контрольным многоголосым Love Me Tender в голову. И, чёрт возьми, мне они тоже понравились!

А первое отделение уже завершают амигос из Los Cocodrilos, слушать которых в концертном зале, — пожалуй, ещё большее наказание, чем все остальные банды. Потому что даже под немного печальный Chan Chan (ну или «Пара мандарин», как окрестили композицию поклонники) неудержимо хочется танцевать под лозунгом Viva Cuba! Радуясь той свежей и со вкусом подобранной музыкальной латино-волне, избытка которой в нашем «крокодильем» городе ещё не наблюдалось. Не говоря уже про зажигательный Ran Kan Kan, мелодия которого, по свидетельствам, не отпускала многих на протяжении всего антракта.

Пока идёт перерыв, позволю себе нарушить хронологию и упомянуть ещё два коллектива, выступавших в неижевский день, но более логично занимающих место среди земляков. Во-первых, корифеев Men In Black, которые, следуя цитате Андрея Елисеева, играют «традиционный джаз традиционно прекрасно». К их Angel Eyes или In A Mellow Tone, действительно, больше ничего и не добавить, что неудивительно, учитывая музыкальный бэкграунд каждого из участников. Ну и во-вторых, неожиданную на первый взгляд Terra Nova, с одной стороны, полностью верную своим рок-корням в Smoke On The Water, а с другой стороны, вполне контекстуальную в Rhapsody In Blue и очень симпатично прозвучавшую в Supa Dupa. В очередной раз хорошо, что при подготовке фестиваля не сработала стилевая цензура — без этого рокового «перца» Hot Jazz был бы гораздо более пресным.

...Перед вторым «ижевским» отделением и выступлением Биг-бэнда ИжГТУ за кулисами чувствуется, насколько же сильно наэлектризован воздух. Распевки, хождения музыкантов взад-вперёд... «Три звонка уже подали? — Нет? — Так что ж вы стоите!» Кто-то крестится перед выходом на сцену, и вот уже — басовая линия, ритм-секция, духовая секция — поехали! Организатор джаз-марафона, как гостеприимный хозяин, берёт командование парадом в свои руки. Причём парадом не только инструменталистов, щедро «угостивших» поклонников и «сахарным блюзом», и прекрасно приготовленной Chicken. Но и не менее ярких вокалистов. В первую очередь речь идёт об уже спаянном коллективе Rec.Time, чьи Words заставляют затаить дыхание на протяжении всего гармонично-изумляющего исполнения. Ну и отдельный разговор про Сашу Муканову, пробивающую всё на свете своей кипучей энергией, а в этот раз и разошедшуюся не на шутку :) Уже запомнившаяся по «Сакс-форуму» Whatever Lola Wants в этот раз была для Саши только разминкой. За которой последовала напористая Johnny B Goode, радующая слух Feelin’ Good и исполненная в дуэте You’re The Boss. Да и кто тут будет спорить — you’re the boss, конечно.

Но и это ещё не всё. На следующий день иногородние гости фестиваля преподнесли не меньше сюрпризов, для рассказа о которых хронологическая последовательность подходит меньше всего. Поэтому не по порядку. Маленьким открытием фестиваля стал осинский Kinder Jazz — ещё совсем молодой, особенно по джазовым меркам, музыкальный ансамбль. Как и обещали ведущие перед их выступлением, Ижевск полюбил этих ребят и поверил в их светлое джазовое будущее — за многообещающее и драйвовое исполнение Watermelon Man, Manteca, It’s Only A Paper Moon и многих других прекрасных пьес.

Глотком свежего воздуха (о чём, вообще-то, пишется с замиранием сердца) стал Квартет Дмитрия Чемырева из Самары. Которому, по логике вещей, стоило не открывать, а скорее уж быть кульминацией второго весеннего дня фестиваля (несправедливо собравшего меньше публики). Поскольку как и волшебные инструментальные Inner You и Good Morning, так и безумно творчески аранжированная Night In Tunisia — тоже заслуживают отдельных страниц. Точно так же, как и чарующий вокал Саши Байдачной в Moon River или Cheek To Cheek, которые сохранили в себе лучшее от исполнения Джейн Монхайт. Ребята-самарцы, нескольких минут вашего выступления хватило — у меня от вас непередаваемые мурашки. Честно.

Понятно, что на таком контрастном фоне немного скромнее смотрелись тяготеющие к традиционной эстраде йошкар-олинские Red City Band, с их весьма своеобразными, но зато патриотичными «Лошадкой, везущей хвороста воз», «Весёлым джазменом» или «Приветом Ижевску».

Торжественное закрытие фестиваля 25 апреля — это ещё одна отдельная песня. Билеты у распространителей закончились уже 18 апреля, в зале были поставлены дополнительные стулья. С успехом посетившие нас в прошлом году новосибирцы в этот раз приехали с внушительной во всех смыслах программой. И как вскоре выяснилось, большой концерт джаз-оркестра НГТУ в Ижевске — своего рода разгон перед поездкой на фестиваль в Бельгию. По поводу чего Андрей Елисеев не мог не иронизировать со сцены: «В Бельгию можно попасть только через Ижевск».

Неторопливая Tuxedo Junction или адаптированный «Щелкунчик» в аранжировке Брайана Сетзера (да-да, и тут Чайковский), «Джазовая полиция» или уже любимая Chicken — как в классике, так и в фанке слушать новосибирский бэнд как минимум приятно. К тому же в ходе концерта у новобращённых поклонников оркестра появляются и свои герои: тусовый Денис Миронов, Антон Буняк вместе со своим Понтиприт-бэндом и целая плеяда чудесных вокалистов.

Вкраплённое в программу оркестра выступление Понтиприт-бэнда — это совершенно взрывные и рвущие зал отсылки к преступному очарованию Blues Brothers. Темпераментный «соул-мэн» Буняк вряд ли оставил кого-то равнодушным, равно как и танцующие дикие танцы духовые музыканты бэнда. Не поленитесь, поищите в соцсетях видео с их выступлений — они скажут вам гораздо больше, чем какая бы то ни было характеристика.

Второе отделение концерта было не менее мощным благодаря вокальной «тяжёлой артиллерии»: эротичной Элине Кондратюк, спевшей «кроликороджеровскую» Why Don’t You Do Right, Александру Видеману, добавившему синатровские нотки в своё исполнение New York, New York, а также эффектной Валентине Михайловой вместе с I’ve Got You Under My Skin и Sunshine. Хочется побыть немного необъективной и отдельно отметить особо симпатичную ижевчанам землячку Кристину Дурманову, со вкусом спевшую It’s Only A Paper Moon.

Ну и чтобы уж совсем сразить наповал ижевского слушателя, оркестр НГТУ ставит жирную точку в официальной программе фестиваля сюрпризной «Калинкой» и добавляет к этому небольшой постскриптум «Розовой пантерой». Этим Hot Jazz-марафон 2011 неминуемо завершается — хочется верить, что благодаря официальным и неофициальным культурным мостам он стал прекрасным катализатором для нового витка развития ижевского джаза. Совесть уже не позволит мне передать все ощущения от внепротокольной джемовой коммуникации, не знающей географических границ и музыкальной скромности. Но было хорошо. Спасибо за это каждому из музыкантов, спасибо зрителям и слушателям, спасибо радушным хозяевам — Биг-бэнду ИжГТУ. За «джаз против жести». И без дураков :)

Автор: Варвара Парапустякова

Место и дата проведения: Интеграл, ДС, 18 мая 2024

Дата публикации: 3 мая 2011, вторник

Отзывы