Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Концерты » Марселла, Чайковский и «вертолётные техники»
Афиша Ижевска — Марселла, Чайковский и «вертолётные техники»

Марселла, Чайковский и «вертолётные техники»

Джазовые вариации на тему П. И. Чайковского уже не первый год становятся частью программы фестиваля «на родине» именитого композитора. И всё же совместное выступление Биг-бэнда Георгия Гараняна и Марселлы Паппини на фестивале этого года вряд ли можно было назвать традиционным — и далеко не только благодаря «международному» статусу этого творческого союза или своеобразию приглашённой звезды-дирижёра. Хотя... и благодаря этому тоже :)

Всё-таки даже сами попытки представить изящную женщину в роли дирижёра недюжинного оркестра вызывают у многих скептическую улыбку и желание произнести знаменитое «не верю!». Особенно учитывая, что во многих околомузыкальных кругах бытует убеждение: «джаз не женское дело». Не говоря уже — «какой ужас!» — о дирижёре-женщине. И особенно учитывая, что изначально госпожа Паппини знакома слушателям скорее как основательница вокального трио The Puppini Sisters. Поэтому даже на предварявшей концерт пресс-конференции многие вопросы крутились вокруг гендерного аспекта: каково это — впустить женщину «на корабль» Биг-бэнда, каково это — управляться с таким количеством мужчин? Которые, как можно предположить, несмотря на искромётно-шутливые ответы, наверняка задаются музыкантам не в первый раз.

И здесь стоит отдать должное приглашённым звёздам. Пусть, открывая концерт, саксофонист оркестра Евгений Волошин и говорит о том, что выступать на подобном фестивале джазовому коллективу боязно — не опозорить бы имя великого композитора. Но подготовленный перформанс совершенно не страдает от гиперответственности подхода. Сама Марселла Паппини, как кажется, ничуть и не стремится утвердиться в тяжеловесной роли серьёзного дирижёра, а относится к делу творчески: в её исполнении это скорее «танцующий дирижёр», идущий рука об руку со звучанием оркестра, в чрезвычайно женственном движении. Пускаясь в пляс или болтая ногами под фортепианное соло, Марселла демонстрирует зрителю — она и не пытается быть кем-то кроме самой себя, а в этом есть своё особое очарование. Здесь разговор о предназначении полов или феминистские декларации уже не уместны :)

Главной оказывается музыка. Отсылки ли это к классическому звучанию оркестра Гленна Миллера или Каунта Бейси, обращение ли к аранжировкам Гордона Гудвина — звучание Биг-бэнда остаётся восхитительно слаженным, а импровизации солистов — «вертолётных техников» (как их представил Евгений Волошин) — достойными аплодисментов и криков «браво!». В особенности захватывающие дух саксофонные соло — как кажется, на грани диапазона — в авторской «Балладе», написанной Гараняном.

Но особое место на фестивале по праву должна была занять музыка Чайковского. Которая в контексте события была обрамлена в особые аранжировки американских композиторов — для достижения эффекта «свингующего Щелкунчика». Как замечали музыканты со сцены: «Мы сами не сразу узнали эти пьесы в такой обработке. Попробуете догадаться? Мы объявлять не будем». И действительно, улавливая знакомые фрагменты в звучащей музыке, не сразу понимаешь, что Six Pack — это «Трепак», а следующий за ним джаз-вальс — это «Вальс цветов». Одну из композиций, лирическую Moon Love, основанную на 5-й симфонии Чайковского, Марселла Паппини исполняет уже как вокалист, приправляя высокие ноты мягким фальцетом. И отвечая чистым «спасибо» на одобрительную реакцию зала.

Несмотря на прекрасную Midnight Freight, зажигательную Sweet Georgia Brown, удивительные импровизации на темы Чайковского и многие другие инструментальные и уже хрестоматийные пьесы — Марселы Паппини как вокалистки немного не хватало. Второй раз её голос звучит лишь во втором отделении концерта, со знаменитой «Хабанерой» Кармен. О которой сама она сказала со сцены: «Поскольку я не оперная певица, вам всем придётся представить, что вы находитесь в испанском джазовом клубе». И действительно, её Кармен — скорее немного озорная, чем всерьёз роковая, хоть и так же приковывающая внимание к себе.

Позже, тем же вечером, в твиттере Марселлы Паппини появилась запись: «Ну что ж, дело сделано, биг-бэнд отыграл концерт, я выступила дирижёром, и, кажется, никто не пострадал — разве что, чьи-то сердца :)». И, наверное, тем вечером так и случилось. Даже если порой нам казалось, что Биг-бэнд прекрасно справляется сам — в этом музыкальном взаимодействии присутствовала какая-то магия. Которая не могла не очаровать многих присутствующих.

Фото с сайта musicsnobbery.com

Автор: Варвара Парапустякова

Место и дата проведения: Удмуртская государственная филармония, 22 апреля 2011

Дата публикации: 28 апреля 2011, четверг

Отзывы

  • А

    Алексей

    мне кажется,вокала Паппини было вполне таки достаточно т.к. это Джазовые вариации на тему П. И. Чайковского и т.д. и т.п.,а не концерт в оперном театре,так что на мой взгляд 2 раз было вполне достаточно.
    "Трепак" я тоже не узнал,хотя когда сказали что это именно он,мой мозг начал постепенно "перерабатывать" музыку "обратно" и постепенно начали "воспроизводиться"знакомые мелодии.А вот "Вальс цветов"я узнал почти сразу.
    "...её Кармен — скорее немного озорная, чем всерьёз роковая, хоть и так же приковывающая внимание к себе."-согласен,но мне такая кармен больше понравилась,больше страсти,любви,чуть-чуть стервозности...
    И чуть не забыл,мне понравились танцы Марселлы:на первый взгляд забавно,но если подумать почему она так делает...
    Она ведь полностью отдают себя музыке,только можно позавидовать какой,простите за выражение,кайф она испытывала,слыша уже не раз слышавшиеся звук.На самом деле,это мы должны прыгать и скакать от перенасыщения энергии.
    И в заключении мне очень жаль тех,кто не пошёл на этот концерт.

    Ответить