Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Театр » История о том, как офисный планктон бунтовал ещё в XIX веке
Афиша Ижевска — История о том, как офисный планктон бунтовал ещё в XIX веке

История о том, как офисный планктон бунтовал ещё в XIX веке

Всё ещё думаете, что Бекмамбетов перевернул мир, пустив вирус с крушащим компьютеры офисным сотрудником? Копайте глубже: тему «маленького человека» поднял ещё Пушкин, а наиболее полно стал раскрывать Гоголь. Учитывая рост менеджмента среднего звена, сегодня эта проблема не устаревает, наоборот, становится более актуальной. Попытку разобраться в ценности социальных статусов делает спектакль «Записки сумасшедшего», уже пятый год идущий в Театре кукол.

Да-да, сияющий после ремонта государственный театр показывает не только марионеточные представления для детей, но и пьесы для взрослых. Так вот, этот моноспектакль, поставленный по повести Гоголя заслуженным деятелем искусств УР Фёдором Шевяковым, ориентирован на зрителя как минимум среднего школьного звена. Историю о скромной «шестёрке» может понять лишь тот, кто уже хоть раз задумывался о том, чего и почему он хочет достичь в жизни. Титулярный советник Аксентий Поприщин ну ничегошеньки из себя не представляет, дома лежит, на работе лебезит, а стать генералом хочет, лишь потому что мечтает, как за ним все станут увиваться, а он на них будет сверху поплёвывать. Мечты сбываются, но несколько круче — нежданно-негаданно Аксентий становится Фердинандом, да ни каким-нибудь, а Фердинандом VII — королём испанским!

Несмотря на личностную несостоятельность персонажа, сюжет закручивается лихо — стремительно меняются декорации, реквизит, костюмы. Свет и музыка максимально просты — лучи, отбивки и голос за кадром — больше не нужно, нагнетание происходит за счёт прекрасной актёрской игры. Прекрасную нотку заинтересованности вносит вовлечение зрителя в спектакль — вновь и вновь для исполнения эпизодических ролей на сцену выходят чиновники, горничные, курьеры. Не меньшую значимость имеют манекены — как никак, театр кукольный, а использование «болванок» генералов или камер-юнкеров, которым в буквальном смысле можно залезть в голову, позволяет по-новому раскрыть метафоры, придать избитым фразам новое значение.

Главную роль в спектакле исполняет заслуженный артист РФ, народный артист УР, председатель союза театральных деятелей республики Александр Мустаев. Не так давно Александра Гаевича ещё и признали Человеком года по итогам голосования «Люди и события 2010» в Удмуртии. Свой шлейф статусов актёр по правде заслужил: почти 40 лет он посвятил кукольному театру Удмуртии, на его счету более 80 ролей, в текущем репертуаре нет спектакля, в котором бы он не участвовал. 982 раза он выходил в образе чёрного кота в сказке про голубого щенка и 30 лет исполняет чучело в истории «Аистёнок и Пугало». Как признаётся Александр Мустаев, главным за 40 лет театральной деятельности он считает не титулы и награды, а удовольствие, которое он получает от работы, и радость от того, что его творчество нравится зрителям. «Я сыграл множество ролей, их бы на пятерых артистов хватило! Я благодарен Богу за то, что в моей жизни попадались такие прекрасные режиссёры и партнёры».

«Записки сумасшедшего» — спектакль не менее титулованный: множество наград, ряд солидных конкурсов. В конце апреля его труппа едет на Международный конкурс, проводимый в Омске Союзом деятелей театра кукол UNIMA. Остаётся только пожелать артистам удачи и побед! Однако не забывайте, что «статус — это всего лишь количество перьев!»

Автор: Алёна Чуданова

Место и дата проведения: Государственный театр кукол, 15 апреля 2011

Дата публикации: 16 апреля 2011, суббота

Отзывы