Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Концерты » Он обещал вернуться
Афиша Ижевска — Он обещал вернуться

Он обещал вернуться

Джазовый абонемент Даниила Крамера в Удмуртской государственной филармонии — это череда самых лучших концертов, которые можно посетить в Ижевске на протяжении всего сезона. Претендовать на истинность в конечной инстанции не возьмусь (ибо на вкус и цвет — всем известно...), но таково моё личное мнение.
В последние четыре года стараюсь не пропускать ни одного из приездов отечественной джазовой легенды в нашу скромную столицу и каждый раз поражаюсь вновь и вновь мастерством этого виртуозного пианиста, энергетикой, которая заливает весь зал, как прилив, талантливыми и сверхталантливыми его спутниками. В какой-то степени необходимо заметить, что Ижевск получает от приездов Крамера невероятно много; а вернее получают те, кто в курсе дел или как минимум регулярно следят за обновлением программы концертов Филармонии.
Вот и 12 ноября, в соответствии с этой программой, в нашем городе состоялся концерт Крамера. В этот раз Даниил впервые привёз в Ижевск ни много ни мало, а звезду мирового масштаба — гитариста Романа Мирошниченко. К слову, Роман настолько интересен и уникален, что его знают за рубежом более, чем на родине, в России. Тем не менее он не перестаёт расширять географию своих отечественных концертов. И в пятницу, 12-го, повезло Ижевску!

Концерт начался с того, что Даниил пригласил на сцену нашего гостя, рассказав о том, кто такой Роман Мирошниченко. Оказалось, что он ученик самого Димеолы, записывающий сольные гитарные альбомы на зарубежных студиях, участвующих во множестве интересных проектов... В общем, он вполне претендовал на звание легенды. А по меркам нашего города таковой для нас и должен был быть.
Но это вдруг стало неважно, когда он заиграл — концерт начался. Они с Даниилом умудрились за четыре предыдущих совместных выступления поразительно сыграться. Звучала композиция Астора Пьяццоллы Libertango...

А потом... я потерялся в этом пространстве живой музыки. Так происходит всегда, когда я бываю на концертах Крамера. Вынурнуть, чтобы сделать спасительный вздох, удалось только в антракте, а потом было ещё 50 минут пространства музыки. Причём нужно понимать, что это не художественный образ. В данном случае речь на полном серьёзе идёт об отключении от реальности и погружении в иной мир — мир джаза. Джаза в самом широком смысле этого стиля — безграничной всеобъемлющей импровизации жизнью... Концерт прошёл. Он был длиною ровно в то время, которое человек может продержаться под водой без воздуха. И он был длиною ровно в столько жизней, сколько было сыграно композиций.

Объяснять что-то о концертах Крамера я так и не возьмусь. Это нечто такое, что я описал в прошлом абзаце. То есть это нечто совершенно невозможное к восприятию каким-то иным образом, нежели через присутствие... Я даже не хочу рекомендовать кому-то посетить следующий концерт Даниила, так как это сугубо личное дело каждого — испытывать или нет эти чувства, переживать ли это состояние, граничащее с безумием и кристальным умом, с детской радостью и большой мировой грустью одновременно... Одно я могу сказать наверняка (и так я уже много раз повторял сам себе): на будущем концерте Крамера я побываю во что бы то ни стало.

P.S. К счастью, удалось за счёт чистых рефлексов сделать несколько снимков сцены и музыкантов. А также мы поприсутствовали на пресс-конференции.
Поэтому стенограмму интервью с музыкантами, а также фотоотчёт следует считать основным информационным материалом.

Предконцертные беседа и интервью

Участники:
Даниил Крамер, пианист
Роман Мирошниченко, гитарист
Сергей Васильев, контрабасист

Даниил Крамер: Я привёз к вам одного из лучших гитаристов, ученика Эла Димеолы (Al Di Meola), лауреата премии Independent Music Awards, аналога Грэмми. Его стиль — это соединение джаза и латиноамериканских мелодий: танго, сальсы и других.

FANlife: Скажите, что движет вами в стремлении путешествовать по множеству крупных и небольших городов России с концертами?
Даниил Крамер: Что же это может быть, как не желание привозить с собою различных музыкантов, тех, которых, к сожалению, не знают у нас? Так получилось, что меньше знают этих артистов в России, а за рубежом они известны. Нет пророка в своём отечестве.
При этом цель моя — это борьба со снобизмом, снобизмом журналистов и публики, потому что оценивать музыканта надо не по тому, какая у него машина, по клипу, неизвестно на какие деньги проплаченному и крутящемуся по всем каналам, а по тому, что он собой представляет, о чём его музыка. Ведь музыка — она не даст соврать.

FANlife: Как долго вы выступаете вместе в таком составе, трио?
Сергей Васильев: Это наш пятый концерт. Но вы не переживайте, потому что мы знакомы уже 12 лет и с самого начала работы у нас полное взаимопонимание. Это очень интересный нам проект, стоит попробовать соединить джаз и Пьяццоллу.

Роман Мирошниченко: В продолжение того, что сказал Даниил... Предстоит борьба со стереотипом. Стереотипом о том, что джаз — это обязательно появление на сцене чернокожего саксофониста, играющего Summertime.
Даниил Крамер: А между тем джаз — это многогранная история. В конце концов, все стили и направления придумали журналисты, чтобы хоть как-то ориентироваться, а есть одно понятие — музыка. И это стереотип, против которого я борюсь. К сожалению, у меня не во всех городах страны постоянный абонемент, да и я не смогу изменить ситуацию ни за 10, ни за 20, 30 выступлений. Не может один концерт, даже если его посетит тысяча, несколько тысяч человек, противостоять потоку средств массовой информации.
О музыканте можно судить по результатам его работы. Всё что мы делаем — оно немного значит в масштабах страны. Для инструментальной музыки это особенно серьёзная проблема, потому что нет слов — для современного слушателя нет и смысла.
Тюремная субкультура воспитывает наших детей, поэтому ничего в нашем обществе не происходит спроста. Человека формирует не закон, не страх наказания, а собственное желание или нежелание что-то сделать или не сделать. И это желание или нежелание формируется и музыкой в том числе. Это сейчас формирует тех людей, которые придут за нами. Поэтому не законы и реформы армии, а образование и культура формируют человека. Существовавшая у нас прежде (ведь Россия была одной из самых высокообразованных стран в мире) сформировавшаяся среда обитания разрушалвсь, и на это место стало некому приходить. А когда никто на него не пришёл, пришли другие, получившие сейчас наименование «звёзды». Я ни себя, ни кого-либо другого не могу назвать «звездой». Я могу только сказать: талантлив человек или нет.

FANlife: А гений, гениальность?
Даниил Крамер: Понимаете, гений не уровень таланта, меньший или больший, это значит, насколько в своей деятельности человек смог опередить своё время и повести за собой людей. А талант оценивается по достижениям.
Нам негде спрятаться: ни за технические средства, ни за что такое, что используется в поп-музыке. Мы же пашем с первой минуты концерта до последней! Здесь нет возможности сыграть в полсилы, спрятаться за всевозможные «примочки» — радости примитивной музыки. А мы кайфуем всё время концерта и передаём этот кайф.
Роман Мирошниченко: Инструментальная музыка способна быть предельно откровенна со слушателем.

FANlife: Роман, как в первый раз вы взяли гитару в руки? Как появился ваш стиль?
Роман Мирошниченко: Гитару взял в 14 лет. Это считается довольно поздно. Сейчас многие начинают учить детей играть с шести-, с пятилетнего возраста, как можно раньше. Я же нахожу, что мой возраст, он был оптимален. К тому времени я уже набегался, наигрался в футбол, и никто меня не заставлял. Когда старший брат вернулся из армии, он принёс с собой увлечение рок-музыкой. Мы с ним купили гитару... за 33 рубля, стали учить аккорды, самые простые, ля-минор. Его хватило на месяц, а мне, как младшему, естественно, хотелось его обогнать. Вот, с тех пор и продолжаю... Учить ля-минор.
Как стал обращаться к другим стилям? Вы знаете, отец у нас — дирижёр, так что со вкусом к музыке с детства было всё в порядке. Нас пытались учить, заставляли — мы не хотели. А потом, как увлеклись роком, потом блюзом, блюз-роком. Через два года стали всё-таки тесны рамки трёх аккордов блюза, классического блюза — скажу для тех, кто понимает. И я стал изучать другие направления: латиноамериканские, кубинские мелодии, джаз... Однажды я включил радио, передавали концерт Friday Night in San Francisco, где играли и Делюсия, и Димеола. Они такое делали на акустических гитарах!
Вообще, я скажу, что в музыке отличает мужчин от мальчиков — это выбор инструмента. Ведь из акустической гитары надо ещё высечь звук!
Даниил Крамер: Профессионалы учатся и играют только на акустике. Это же надо достать звук из живого инструмента, это и есть мастерство! Вот посадите меня на клавиши, я без особого удовольствия, но сыграю. И посадите клавишника за пианино, посмотрите, что у него получится.
Сергей Васильев: Это две разные специальности.
Даниил Крамер: Хотя, сейчас выгодно владеть и тем, и тем.
Сергей Васильев: Но приоритет каждый выбирает сам.

FANlife: Что самое главное находите вы для себя в своей работе?
Роман Мирошниченко: Всегда было главным то, чем я более всего занимаюсь — должна доминировать импровизация, в этом кредо.
Даниил Крамер: Расскажи о своих инструментах. Ведь этому музыканту гитарные лейблы сами бесплатно предоставляют их.
Роман Мирошниченко: Это началось лет пять или шесть назад. Выбирать гитары мне очень нравится. Струны у меня всегда «Дадарио».
Даниил Крамер: Гитара у него «Эндорсмент». А сюда, к вам, он привёз две уникальные гитары и сегодня их покажет.
Роман Мирошниченко: Да, одна из них «Ивейшн», лицом которой является как раз Димеола. Я получил эту самую гитару в подарок от своего ученика, за совершенно смешные деньги. Я её отреставрировал. Как-то на ней случилось поиграть и самому Димеоле, моему учителю. Он попробовал и попросил продать, но я не отдал.
Вторая построена Эберхом Вектером, знаменитым мастером среди музыкантов. В своё время у него заказывал гитары Джон Маклафлин. Та, которую я привёз, сделана у него по специальному заказу, таких гитар всего в мире около 150 штук. Даниил Крамер: Нам пора заканчивать разговор. Гитары можно привезти, рояль есть, а мы вот хотим пожелать Ижевску хорошего контрабасу. Сергею сегодня придётся сотворить чудеса и проявить вершины мастерства на имеющемся инструменте.
Сергей Васильев: Да, может, и не проявлю.
Даниил Крамер: Нет, проявишь, я сказал тебе, проявишь!

Даниил Крамер: Сегодня мы привезли к вам необычную, даже для меня необычную, музыкальную программу. Хотим познакомить с нею Ижевск. Я включал в свой абонемент более джазовые концерты с разными музыкантами. Сегодня будет и джем, и более композиционные вещи, но главное — будет их соединение. У нас уже всё приготовлено, всё отрепетировано и, тем не менее, будет куча импровизации.

Напоследок сделаем неприятное господину Крамеру, скажем: Крамер — звезда. Светило большой величины, соответственно, привлекает к себе другие звёзды.

Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться Афиша Ижевска — Он обещал вернуться

Автор: Максим Кайнер, Наталья Костицына

Место и дата проведения: Удмуртская государственная филармония, 12 ноября 2010

Дата публикации: 17 ноября 2010, среда

Отзывы