Московский ансамбль современной музыки
29 ноября в ижевской Филармонии прошел концерт Московского Ансамбля Современной Музыки «Окно в современную музыку». Пять музыкантов познакомили слушателей с музыкой композиторов XX века. Инструменты, составляющие ансамбль, выбраны неслучайно: в миниатюре они представляют собой группы камерного оркестра.
Иван Бушуев, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Болховитин, скрипка
Сергей Асташонок, виолончель
Михаил Дубов, фортепиано
Прежде чем дать слово музыкантам, директор ансамбля Виктория Коршунова прочитала подготовительную лекцию для слушателей, из которой мы почерпнули, что для адекватного восприятия современного искусства нужно забыть о всех канонизированных формах. Искусство есть отражение действительности или же фантазии на ее тему. И странно было бы, если музыка не поспевала в ногу с техническим прогрессом. Всего 100 лет понадобилось для того, чтобы изменить мир до неузнаваемости. Почему мы должны думать, что и в классической музыке с классическими инструментами не может быть революции?
Как известно, нот всего семь. И изобрести что-то новое в области мелодики с каждым годом (или столетием) все сложнее и сложнее. Современные композиторы оставили эту бесполезную затею. Потому представленные Московским ансамблем современной музыки произведения предлагали слушателям расширить свои познания в области технических и композиционных приемов.
Концерт открывается с трех понятных шутливых пьес Родиона Щедрина. Наиболее известная из них - «Юмореска». Ранее я слышала ее вариант в исполнении фортепиано. Здесь же пианисту помогают виолончелист и скрипач. Мы все становимся свидетелями, как дурачатся взрослые люди: скрипка и виолончель ловко передразнивают друг друга и соревнуются в приемах - в ход идет и игра за подставкой, и постукивание смычком, и издевка глиссандо. Неплохой выбор для начала - отлично располагает к себе зрителя, но также и задает тон всему концерту. Лично меня до конца действа улыбка уже не покидала.
Второй номер - соло-выход флейтиста. Для публики Филармонии были отобраны две пьесы из цикла «Пять заклинаний» для флейты (1936) французского композитора Адре Жоливе. Первое называется «Для моего спокойного причастия с миром», второе - «Чтобы получить защиту от нее на похоронах». Не удивляйтесь странным названиям: автор увлекался медитациями и эстетикой Востока. Жоливе относился к музыке как к волшебной силе, магически воздействующей на людей. Для усиления такого воздействия Жоливе постоянно искал необычные тембровые сочетания. Это могли быть экзотические лады и ритмы народов Африки, Азии и Океании, сонорные эффекты и другие приемы.
Достаточно долго зрителей держат в трансе вихреобразные хроматизмы в верхнем регистре, время от времени проваливающиеся на большие интервалы вниз. Больше ритма, чем музыки, больше сиюминутного эмоционального порыва, чем развития в продолжительности. Экспрессионист от мира композиторов, Жоливе в своих произведениях передает эмоцию. Второе произведение еще более непредсказуемое: энергичные, повторяющиеся, беспокойные, свербящие мотивы, неожиданно застывающие на паузах и так же резко переходящие к началу новой фразы.
Если Андре Жоливе держал во внимании своей ритмичностью и непредсказуемостью, то произведение следующего композитора достаточно сложно для восприятия. Квартет Пауля Хиндемита, написанный в непростой для немцев 1938 год, достаточно вязок и депрессивен. Мрачное предчувствие надвигающейся катастрофы, подчеркнутое даже тональностью - фа минор - погружает слушателя в пучины предвоенной тревоги и отчаяния. Протяжные пространные соло кларнета, осторожный бег пиццикато струнных, тревожная поступь фортепиано, повторяющиеся темы с общим динамическим нарастанием в конце преображаются в суровую беспощадную действительность. Одно из наиболее характерных свойств музыкального мышления Хиндемита,- его «железная звуковая логика», дисциплина мысли, последовательно развивающей любую мелодическую, гармоническую, тембральную идею.
От немецкой мрачности переходим к немецкой легкости и воздушности. Интересно то, что автор четвертого по счету номера программы, присутствовал в зале Филармонии. Его имя - Хельмут Цапф. Этот композитор в основном пишет церковную музыку, работает органистом, но в свободное время у него рождаются светские произведения, например, такие как Альбедо для флейт. Альбедо - в переводе с греческого - белый, а еще это эффект отражения солнечных лучей. Это достаточно тонкое произведение, в котором мы смогли оценить новые приемы выразительности на музыкальных инструментах. Здесь классическая флейта звучит как калюка, иногда флейтист издает выдохи без звука. Виолончель исходит стонами глиссандо и флажолетов и терзает слушателей писком за подставкой. Затем вдруг пианист и виолончелист начинают демонстрировать хаотичный матрок в классическом исполнении. Короткие выдохи флейтиста иногда звучат как пиццикато на струнных. Флейта фыркает как еж, сипит как змея. Виолончелист пускается пальцами впляс по грифу. На сцене творится всеобщая вакханалия. Виолончелист добивает мое воображение игрой у порожка.
Заканчивается концерт, как и начинался, шуткой. И это опять произведение русского композитора, нашего современника. «Мы не можем это сыграть» Бориса Филановского - пьеса-репетиция, онавеянная фильмом Фелинни «Репетиция оркестра». Именно это произведение лучше всего смотреть и слушать вживую. Музыканты перевоплощаются в актеров и по ходу произведения перебрасываются друг с другом фразами, корчат смешные рожи, обижаются, ходят по сцене и опять возвращаются на свои места. Еще один актер, которого нет на сцене, но которому отдана в этом спектакле главная роль - сам режиссер, которого музыканты ругают на чем свет стоит за странные партитуры. А сам режиссер, кажется, наблюдает где-то за кулисами и посмеивается. И, возможно, смехом режиссера смеемся мы с вами, зрители, наблюдающие за этим театром абсурда. А вот относиться к современной музыке серьезно или нет - решать вам, слушателям.
Автор: Марина Корсакова
Место и дата проведения: Филармония, 9 ноября 2029
Дата публикации: 4 декабря 2009, пятница
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN слушает классику
-
Разговор с МАСМ про современное искусство
-
Всем сесть: stand-up идёт
-
Большой сольный концерт группы «KARENIN» | ФОТООТЧЁТ
-
Юбилейный концерт группы «Аквариум» | Как это было?
-
Artik & Asti | Как это будет?
-
StandUp-концерт Ивана Абрамова | Как это было?
-
Концерт «БИ-2» | Как это было? (Фотоотчёт №2)
-
«Blues Doctors» | Как это было?
-
Сольный концерт Елены Темниковой | Как это было?
-
«CONCORD ORCHESTRA» | Как это было?
-
ANACONDAZ | Как это было?
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту