Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Концерты » Сотворение мира 2009
Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009

Сотворение мира 2009

27 июня Казань отпраздновала День Молодежи международным фестивалем «Сотворение мира». Фестиваль проводится в столице Татарстана второй раз. Войдя в историю музыкальных опен-эйров России как самый масштабный по количеству участников (на одной сцене собрались музыканты 18 стран мира), фестиваль продолжает традиции. И уже в этом году в музыкальном марафоне под стенами Кул-Шарифа встретились 25 коллективов из 14 стран мира. И хотя бюджет фестиваля был вдвое ниже, чем в прошлом году, День молодежи запомнился Казани небывалым размахом: на площади Тысячелетия собралось более 100 тысяч зрителей. Да и звук был на высоте: за пультом сидели голландские звукорежиссеры, те самые, которые отстраивали звук в прошлом году.

Вавилонская башня породила языковые барьеры, но человечество нашло универсальный язык, способный наладить отношения между людьми вне зависимости от их национальности, цвета кожи, религиозных и идеологических соображений. Таким объединяющим языком стала музыка. Главной целью фестиваля, о чем красноречиво гласит само название, является сотворчество, сотворение мира посредством музыки. Только на «Сотворении мира» в дружеских дуэтах могут встретиться выходцы из стран, непримиримых политических противников, таких как Израиль и Палестина, США и Иран, Грузия и Азербайджан. В этом году таким символичным актом должен был стать номер серба Бориса Ковача и группы хорвата Дарко Рундека. К сожалению, по дороге в аэропорт сербский музыкант попал в аварию. Но выступление все равно состоялось, совместно с гитаристом Ковача.

Фестиваль открылся минутой молчания в память о недавно покинувшем мир Майкле Джексоне. Ему же посвятил свое выступление Андрей Макаревич в середине программы, исполнив сюиту «Добра и зла» со строчками, вселяющими надежду: «Но жизни на свете чуть больше, чем смерти, И света на свете чуть больше, чем тьмы». В этой заготовке помимо лидера «Машины времени» приняли участие казанская скрипачка Иркя Асланова, электронная группа J.People, московская певица Анжела Манукян и татарские танцевальные коллективы. Во время песни в небо были выпущены черные и белые воздушные шарики.

Первый фестивальный блок был составлен из молодых казанских групп. Первая в России рок-школа открыла его песней «Imagine» Джона Леннона. Этнической психоделикой угостили слушателей группа «Ongkara», которая использует в своем выступлении домбрару и придерживается принципа минимализма и «Кхоол Жингел», проект Александра Батракова, сочетающий в своем творчестве русский фольклор и аутентичный татарский материал - исторически родственный другим тюркским традициям - Тывы, Алтая, Бурятии. Так же на стыке различных музыкальных жанров работают «Медвежий угол» - славянские мотивы с татарскими проигрышами на аккордеоне, заправленные бравым рок-н-роллом делают эту группу узнаваемой, и коллектив «Оберег», создающий современные обработки фольклорного наследия русского народа.

Середина фестиваля была отдана под так называемый женский рок и его представителей: «Мураками», «Pulse of Reason», Татьяна Зыкина, «Трея», «Маша и Медведи». Довольно слабые выступления первых трех певиц - «Мураками», этакий поп-фанк с вокалом а-ля Ёлка, «Pulse of Reason» - тяжелому корнообразному аккомпанементу явно не хватало соответствующего по мощности вокала, Татьяны Зыкиной, выступление которой вгоняло в скуку своей статичностью и неинтересными аранжировками. Трея, девочка из Белорусии, проецирующая основную достопримечательность родного поселка (главная психиатрическая лечебница Белоруссии) на сценическое поведение, явление безусловно интересное, но пока что не сияет, как алмаз и требует шлифовки. Удивительно, но юной певице подыгрывает не кто-нибудь, а музыканты Инны Желанной! Проект, проводящий линию инопланетной сущности, поданную с легкой руки Жанной Агузаровой, претерпевшую киберпансковские трансформации в Глюкозе и вот теперь вселившуюся бесом в маленького гремлина в юбке. По-настоящему публика раскачалась только на выходе Маши Макаровой. Обрубив на полуслове речь ведущих, музыканты начали, неожиданно для вокалистки. «Маша и медведи» вспомнили вместе со зрителями хиты прошлых лет: «Земля», «Без тебя», Любочка». Женщина-огонь вела себя на сцене энергично и в то же время естественно, чем заработала кучу одобрительных возгласов и аплодисментов.

Конечно же, фестиваль, объединяющий народы всего мира не может обойтись без такой интернационального явления как «world music». В рамках этого жанра выступили Анжела Манукян, женщина с потрясающим сильным голосом, владеющая различными этническими вокальными техниками и Булат Гафаров, мультиинструменталист, играющий на 300 музыкальных инструментах, Нино Катамадзе - грузинская певица, в творчестве которой красиво переплетаются джаз, спиричуэлс, босса-новы… Пожалуй, молодым открытием фестиваля стал певец Мубай, в современных обработках которого не с первого раза угадывается, например, песня известного татарского композитора Салиха Сайдашева. Кто-то справедливо подметил схожесть подачи материала Мубая и Зули Камаловой. Как отмечено в пресс-релизе музыканта, «голос Мубая можно определить как нечто между чтением намаза и пением джазовых вокалисток».

Иностранцам, вспоминающим, что же они знают о России, пожалуй, придется выучить новую скороговорку: «Водка, медведи, Архиповский». Потому что именно Алексей поднял уровень владения народным инструментом до виртуозных академических высот. В попурри балалаечника прочитывались как известные классические произведения, так и русские плясовые наигрыши. А непревзойденный артистизм, радость и легкость, с которой Архиповский демонстрирует свое высококачественное владение инструментом, делают его выступления запоминающимися.

В рамках фестиваля зрители могли увидеть коллективы, представляющие собой конгломераты различных наций, например, США-Босния-Герцеговина-Болгария («Kultur Shock») или Англия-Пакистан-Индия («Fun-Da-Mental»), Франция-Испания («Ману Чао»), делающие эти коллективы поистине уникальными. Интересно, что в группах, где царит межрасовая и межнациональная толерантность, эти межчеловеческие отношения и активная гражданская позиция, приобретенная с жизненным опытом, находят выражение и в текстах. Так «Ману Чао» известны своими антиглобалистскими взглядами, музыканты «Культур Шок» считают, что классовая борьба - единственная верная и возможная, поскольку она - естественная, все остальные войны и конфликты - выдуманные, а «Фан-Да-Ментал», являясь борцами против расовой и социальной несправедливости, в своем творчестве предлагают взглянуть на так называемый терроризм с позиций мусульманского мира. «На вопрос, оправдываю ли я терроризм, я отвечаю - нет! - заявляет фронтмен «Фан-Да-Ментал» Аки Наваз. - Но, скажете ли вы, что я неправ, утверждая, что все мы, да, каждый из нас, оправдывает террор государств своим бездействием и уплатой налогов?»

Если говорить о выступлении этих коллективов на казанской сцене, то именно они заставили публику пуститься в пляс. Про сиэттлский коллектив «Kultur Shock» можно сказать, что это как если бы «System of a down» вдруг ударились в цыганщину или «Zdob Si Zdub» вдруг заиграли такой яростный ню-метал. Прекрасную поддержку харизматичному вокалисту «Культур Шок» оказывали великолепные музыканты - энергичные скрипачка и кларнетистка.

«Fan-Da-Mental», не смотря на неполадки со звуком в первой половине своего выступления (пожалуй, единственный фестивальный косяк), пробивали публику с помощью бешеной, порой пугающей с непривычки, энергии: темнокожий рэпер даже спустился к зрителям, чтобы раскачать их как следует. Ближе к концу сета музыкантов-радикалов, публика вошла в ритм, заданный «Fa-Da-Mental» (довольно сложно было сразу переключиться на этих ребят после довольно размеренного по темпу выступления «Мумий Тролля»).

Я оставила без внимания коллективы, музыкально нацеленные на Европу. Прерывая поток своего восхищения восточными группами, расскажу о них. Это «Вопли Видоплясова», «Мумий Тролль», «The Rifles». У некоторых читателей может возникнуть вопрос, почему я отнесла сюда украинскую группу? На мой взгляд, украинская музыка, да, впрочем, как и украинские политики, вот уже который год держат свой курс на Запад. И даже тот этнический колорит, который присутствует в музыке «Воплей» рассчитан на восприимчивость западной публики. Здесь нет эпатажа. Название коллектива себя не оправдывает). Выступление украинцев оставило лично меня равнодушной. А перепевка Цоя даже вызвала неодобрение.

Выступление «The Rifles», на мой взгляд, было слишком ровным. Сдержанных англичан, исполняющих, как и положено, аккуратный британский рок, слушать было приятно, но ни одна композиция в памяти, увы, не оставила след.

Зато обаятельный Лагутенко, группу которого живьем, к своему сожалению, я видела впервые в жизни, приятно удивил. Не ожидала я от 40-летнего музыканта такой энергии, такого артистизма, такой душевной и непосредственной подачи. На зависть своим ровесникам Илья Лагутенко выглядел прекрасно и был явно в ударе, на сцене кривлялся и гримасничал, не стеснялся выражать своих эмоций (видно было, что музыканту доставляет удовольствие выступать перед казанской публикой). «Мумий Тролль» исполнил такие хиты как «Ранетка», «Доля риска», «Утекай», «Владивосток 2000», «Морская капуста», «Медведица», «По любви». По исполнительскому мастерству группа держалась на уровне с мировыми звездами. А последняя песня, «Поспи, рок-н-ролл», повергла в экстаз - начавшись с задумчивых гитарных проигрышей Цалера, в которых можно было уловить отсылы к Дэвиду Гилмору, композиция, развившись, достигла своей кульминации в мощной инструментальной «стене звука». Выступление «Мумий Тролля» закончилось фееричным возлежанием на сцене гитариста и вокалиста: последнего смогли поднять только бурные аплодисменты зрителей.

От «Ману Чао», воспринимавшегося многими как хедлайнер фестиваля, лично я ожидала большего. Слушать больше 3 песен было уже неинтересно, поскольку они отличались своей предсказуемостью: большинство из них начиналось как реггей и заканчивалось панком. Не смотря на это, публика радушно приняла латиноамериканские ритмы и разогретая предыдущими коллективами, активно танцевала. Некоторый шарм появился в середине выступления «Ману Чао», когда гитарист группы взял акустику и выдал на ней страстное фламенко. Не обошлось без жертв - шестая струна не выдержала накала. Судя по всему, войдя в раж, «Ману Чао» совсем забыли об ограничении по времени. Умение быстро прощаться - полезное свойство не только для гостей, но и для музыкантов. «Spasiba, Kazan!» - слова, которые лидер группы повторил с упоением, наверно, раз 20. Каждый раз казалось, что уже все, конец, но музыканты нонстопом продолжали и продолжали играть. Ведущие, ожидавшие паузы, чтобы объявить следующих участников, так ее и не дождались. В итоге, Ксении Стриж пришлось буквально оборвать музыкантов словами «Stop! Finish!». «Ману Чао» угомонились, только когда опустился занавес. А Ксения строго заметила, что здесь не дискотека и в рамках фестиваля музыкантам стоило бы уважать друг друга и соблюдать регламентации по времени.

Группе «ДДТ» пришлось сократить программу вдвое. Но вступительное инструментально-световое шоу они оставили без изменений. Сценическая композиция из сменяющих друг друга прожекторов и силуэт Юрия Шевчука, застывающего в свете в различных позах, явились колоритной находкой для финала фестиваля. Не отставая от молодых артистов, «ДДТ» балуется электроникой. Группа исполнила как новые песни, отличающиеся политической окраской и отправляющие лирически коллектив к его начальному творческому периоду, так и старые, всем знакомые и любимые хиты - «Мама, это рок-н-ролл», «Любовь», «Просвистела», «Пропавший без вести», «Я ввязался в бой». Стоит отметить явно преобладающее гражданское настроение выступления «ДДТ». Их программа была пронизана болью за родину, чувством патриотизма. На злобу дня были исполнены песни «Когда закончится нефть» (кстати, эту песню, видимо, по соображениям цензуры, вырезали из телевизионной трансляции фестиваля), «Безработица». Сильным эмоциональным разрядом отдалась песня «Родина», усиленная эффектом хора из ста тысяч голосов.

Каждый по разному относится к тому, что сейчас пытается донести до слушателей Юрий Шевчук. Но не зря же кто-то иронически, а кто-то и на полном серьезе считает этого автора «совестью нации». Музыкант как лакмус передает те проблемы и недостатки, которые присутствуют сейчас в нашем обществе. Возможно, такое полярное отношение к Юрию Юлиановичу (от любви до ненависти) и такая реакция на его выступление связано с тем, что он поет на понятном нашему населению, родном языке. Возможно, если бы «Фан-Да-Ментал» или «Культур Шок» пели на русском, многие бы тоже настроились против них. Но мне в данном случае хочется отметить толерантность организаторов фестиваля, которые не перестают повторять, что они выступают против любой цензуры. Слава Богу, что в наше время относительной свободы слова, музыканты пока имеют возможность петь обо всем, что думают, обо всем, что переживают, обо всем, что вызывает у них боль.

Эти же соображения подтверждают и слова генерального продюсера фестиваля Сергея Мирова: «Все мы понимаем, что мир падает в пропасть, балансирует из последних сил. То, что мы предложили проведение фестиваля «Сотворение мира» - одна из возможных зацепок, чтобы вернуть нас к нормальному восприятию. Потому что у молодежи по большей части кумиры - музыканты. И если вдруг молодежь узнает, что их кумир к идеям национализма относится, мягко говоря, без уважения, то они сами об этом задумаются. Есть надежда, что все будет нормально».

Закончился фестиваль пышным салютом под вечную битловскую песню «All you need is love», ставшую гимном «Сотворения мира», исполнить которую вышли все участники праздничного концерта. И как отметил в своем приветственном слове католический священник, музыка - это воплощенная красота, а красота спасет мир. И пусть пока только со сцены, разрушающее все стены и барьеры, которые возводят политики, можно услышать такое простое и искреннее «Грузия любит вас!». И мы верим этому голосу, а не голосам политиков, которые ссорят соседние страны друг с другом, потому что этот голос идет от сердца. Музыка - язык, объединяющий все народы. Будем ждать с нетерпением следующего фестиваля, чтобы вновь почувствовать единство, целостность и родство, в независимости от убеждений, цвета кожи, религий, разделяющих нас.

Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009 Афиша Ижевска — Сотворение мира 2009

Автор: Марина Корсакова

Фотограф: Татьяна Черезова

Место и дата проведения: Казань, Площадь Тысячелетия, 9 июня 2027

Дата публикации: 30 июня 2009, вторник

Отзывы

  • К

    Кирилл

    above, вроде БГ не было на этом Сотворении, нэ? )

    Ответить
  • a

    above

    Ману Чао отыграл положеные ему полтора часа, хватит уже защищать своего гуру рррррруского ррррока

    Ответить
  • М

    Марина

    Donotello, пресс-релизы о рок-группах пишутся для народа, если вы не знаете, большинство СМИ так делают - используют информацию из них в своих статьях.

    Ответить
  • М

    Марина

    Donotello, полагаю, что копирайт необходим, если приведена точная цитата.

    "да и вообще много где не хватает их я так понимаю" - например?

    Ответить
  • D

    Donotello

    "Про сиэттлский коллектив «Kultur Shock» можно сказать, что это как если бы «System of a down» вдруг ударились в цыганщину" а где копирайт? да и вообще много где не хватает их я так понимаю.

    Ответить
  • П

    ПСИХОНАВТ

    Эх найти бы телевизионую версию фестиваля...

    ЗЫ Пасиба за статью))

    Ответить
  • М

    Марина

    Котя, да, это всего лишь мой субъективный взгляд, он может не совпадать с вашими вкусами :). Все любят разную музыку).

    Ответить
  • М

    Марина

    kaldun, если вы заметили, в этой статье я не придерживалась порядка выступления, здесь описания выступавших даны в произвольном, удобном для отчетности, порядке. Про гитариста Ману Чао - посмотрите на фотографии, четко видно, что у него 5 струн, а болтается 6 струна. Да и на самом фестивале было слышно, когда он играл, что у него отсутствует нижняя ми.

    Ответить
  • К

    Котя

    Статья понравилась, интересно написано...
    читая последний абзац аж мурашки пробежались по коже...
    но не согласна по поводу Мураками, мне они нравятся:)))

    Ответить
  • k

    kaldun

    Небольшие замечания по порядку выступления. Несоответствия есть. Например Мураками здесь не туда отнесен.
    И еще, у гитариста Manu Chao не струна порвалась, я специально посмотрел на большом экране, он играл на всех 6, просто самую тонкую не видно было там =) а висел на грифе какой-то шнурок =)
    А так, спасибо за рецензию =)

    Ответить
  • B

    Bulat

    Спасибо за статью!!!

    Ответить