Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Концерты » Призрак Наутилуса
Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса

Призрак Наутилуса

Последний раз Бутусов был с концертом в Ижевске 4 года назад. Видимо, с этим можно связать удивительный для буднего дня аншлаг, возникший 3 марта в ДК «Аксион». В Ижевск с программой, включающей в себя лучшие песни «Наутилуса Помпилиуса», пожаловали группа «Ю-Питер» и экс-лидер легендарной екатеринбургской группы, которой в прошлом году исполнилось 25 лет.

На пресс-конференции журналисты имели возможность получить визуально-личностный портрет Вячеслава Геннадьевича, что, разумеется, необходимо для тех, кто после попытается выразить свое критическое отношение к происходящему в этот вечер, а также весьма любопытно поклонникам, интересующимся, чем живет сейчас их кумир.

Об Ижевске…

- Мы вчера выехали из Уфы (прим. - 2 марта) и предполагали доехать за 10 часов, но доехали раньше и оказались в Ижевске между 8 и 9 часами вечера. Я сегодня встал в 8-30 утра и сходил в храм, потому что прямо напротив гостиницы находится новый кафедральный собор, грех не воспользоваться такой возможностью. Мне очень понравилось, тем более что главный архитектор г. Ижевска - моя институтская приятельница Елена Станиславовна Чугуевская. Мы и с ней успели повстречаться. Всегда в Ижевске сколько помню встречался с архитекторами. Но их все меньше и меньше становится, разъезжаются. А вообще Ижевск производит на меня благоприятное и умиротворенное впечатление.

Об архитектуре…

- Какие-то аналогии в архитектуре Ижевска с Питером улавливаете?
- Если бы я не знал, что генпланом занимается ленинградская организация, то я бы и не заметил сходства с питерской архитектурой. Потому что если взять например план города Токио и спроецировать его где-нибудь на Кавказе все равно получится что-то другое. В первую очередь нужно привязываться к рельефу.

- У вас интерес с градостроительству не пропадает? (прим. - Бутусов закончил архитектурный факультет)
- На прикладном уровне пропадает. На уровне воображения это вещь универсальная, полезная, и она, в общем, в жизни пригождается.

О детях…

- Какое из названий вам ближе: Наутилус Помпилиус или Юпитер?
- Это такой каверзный вопрос, как если бы меня спросили, кто мне из моих четырех детей ближе, я б застрелился наверно на месте.
- Получаете радостные известия из дома?
- Конечно, каждый день. Данил покакал - уже радость.

О самовыражении в изобразительном искусстве…

- Мне еще ни разу не довелось продвинуть свой вариант оформления обложек. Начиная с «Одиозной разлуки», на которую я несколько месяцев рисовал оформление, а там оно объективно не прошло, потому что тогда нужно было что-то не графическое, а фотографическое. Поэтому фотография Эльдара Зиганшина победила.

- А вы сейчас рисуете?
- В целом у меня пропала привычка просто что-то калякать. Если калякаешь какие-то задумчивые узоры, то это больше подойдет для коллекции психотерапевтов. А чтобы что-то осознанное, внятное, ясное было, это надо, чтоб в голову пришло. Чтобы что-то там отобразилось или осветилось, и ты тогда видишь это и можешь точно все это изобразить. Тут уже зависит от степени мастерства, насколько ваша мысль может конвертироваться в каком-то виде, неважно в графическом или писательском. Проще всего, конечно, в музыке что-то отобразить, потому что это самый абстрагированный прием.

О благотворительности…

- В последнее время вы занимаетесь благотворительностью, с чем это связано?
- Господь призывает. В Англии, например, для того, чтобы заняться благотворительностью, нужно выйти на пенсию, заработать состояние и тогда только тебе государство разрешит заниматься благотворительностью. Мы живем в такой стране, что имеем возможность совершить благотворительный акт в любой момент. И если б это строилось просто на импровизации, нет, это происходит, как говорится, когда «правая рука не ведает, что творит левая».

О Екатеринбурге…

- Вообще в Екатеринбурге всегда были трудные концерты. Я помню, например, с ужасом, когда «Наутилус» освистали. Я выхожу на сцену и чувствую, что вся обстановка противостоит мне, даже сцена не хочет звучать. Думаю, что это какой-то болезненный процесс, который касается лично меня и города Екатеринбурга. Люди, которые там живут, ни при чем, потому что уже поколение сменилось.

О каверах…

- Довольны ли вы трибьютом «Наутилуса»?
- Конечно. Я такой человек по складу ума, мне все время хочется посмотреть вещь с разных сторон, а поскольку самому это не всегда возможно… я могу, например, менять тональность, привычную форму песни, но это все равно останется тем же кубиком Рубика. А вот так, чтобы он превратился в какую-нибудь сферу или пирамиду, это нужно привлечь других специалистов. Вот, например, как сделал песню Олег Скрипка, у меня бы так не сложилось в голове. Я вообще всегда называл группу «Вопли Видоплясова» событием международного масштаба от «Doors» до «Red Hot Chili Peppers». Мне всегда было интересно наблюдать метаморфозы известных песен. Но вообще немногие песни потрясли меня больше, чем оригинал. На моей памяти есть только один пример, когда переделка прозвучала лучше, чем оригинал - «Depeche Mode» в исполнении Джонни Кэша.


Странная ситуация. Теперь получается сам Бутусов делал каверы на свои же песни. И как он сам же и заметил, единичные случаи, когда каверы звучат лучше оригиналов. Так и с этим концертом. Помните, как в детстве разыгрывали друг друга? Съедали шоколадную конфету, а потом аккуратно сворачивали фантик, и казалось, будто конфета не тронута, и очень обидно было разворачивать такую конфетку и обнаруживать внутри пустоту. Слова в устах раннего Бутусова, обжигающие при прослушивании с магнитофонных лент, аудио и цифровых носителей, утратили содержание. Да и сам Бутусов не особо хитовые песни пел будто себе под нос так, что слова было сложно разобрать. А те, которые считаются народными, выигрывали за счет народной же поддержки. Зал, подпевающий «Дыхание», давал дыхание этой песне; зал, подпевающий «Скованных», связывал строки воедино. Единственная песня, эмоционально прозвучавшая ярко, была «Я хочу быть с тобой», которую, как известно, Вячеслав Бутусов в последнее время поет Богу. Аранжировка была тихой, под стать голосу. Казалось, певец, до этого пребывавший в каком-то оцепенении (неизменное железное выражение лица), оживился и спел проникновенно, душой. Кое-как скрашивала унылость сего действа техническая подборка - освещение сцены и видеоряд. Хотя видеоряд некоторых песен, тот, что был с векторной графикой (зонтики, окна), и вызвал некоторое недоумение, синие языки пламени, падающие снежинки, рисованный дождь и кардиограмма смотрелись очень красиво. В очередной раз восхитилась осветительным оборудованием «Аксиона». На песне «Дыхание» благодаря освещению, имитирующему свет, проходящий сквозь морские пучины, возник эффект нахождения сцены и зала под водой. Что касается музыкального обрамления, тут опять придется употребить слово уныло, поскольку его составляющая настолько бедна: музыканты используют одни и те же ритмические рисунки и мелодические приемы. Основная же часть песен была построена по принципу: тихое начало, разгон к середине и к концу даем возможность оторваться барабанщику. Партии клавишных «Наутилуса», сыгранные на электрогитаре, звучали по меньшей мере как желание какого-нибудь металлиста непременно использовать инвенцию Баха в своем замысловатом произведении. Это, конечно, сугубо мое мнение, но барочное клавесинное звучание клавишных звучит куда изящнее в партитуре бутусовских песен, чем попытки насытить те же партии мясистым гитарным звуком.

Вообще сложилось впечатление, что Бутусов во время выступления поет отдельно, можно даже сказать, проговаривает тексты, «Ю-Питер» исполняет те же песни, но в каком-то своем видении, отдельно. Да и сценография это лишь подчеркивала. Музыканты были расположены в один ряд ближе к зрителям, в порядке гитарист-басист-барабанщик, в то время, как Вячеслав Геннадьевич, подсвеченный видеорядом, возвышался за группой на «постаменте». Когда я слушаю записи «Наутилуса», то буквально чувствую, как музыканты дышат в унисон: небрежная расслабленность, задумчивое спокойствие, меланхоличная отрешенность - то общее, что создает атмосферу, которой наполнено творчество «Наутилуса». В исполнении «Ю-Питера» бутусовские песни иногда звучат нервно, рублено, крикливо. Замечу, что в некоторых песнях концертной программы (например, «Утро Полины») мне понравились гитарные партии - те, что звучали бережно, тогда чувствовался диалог между гитарой и вокалом.

Завершился концерт песней «Гудбай, Америка» и выходом на бис с песней «Звезда по имени Солнце» из репертуара группы «Кино», сыгранной, как и некоторые песни программы, довольно-таки танцевально. «Наутилус» живет в сердцах людей и всплывает на поверхность во время таких совместных творческих актов. Что ж, кажется, жителям Ижевска удалось на полтора часа вдохнуть жизнь в голем капитана Немо.

Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса Афиша Ижевска — Призрак Наутилуса

Автор: Марина Корсакова

Фотограф: d1mmmk

Место и дата проведения: ДК "Аксион", 9 марта 2003

Дата публикации: 4 марта 2009, среда

Отзывы

  • Р

    Ромка

    Концерт был просто супер, не соглашусь только с одним: " Единственная песня, эмоционально прозвучавшая ярко, была «Я хочу быть с тобой», которую, как известно, Вячеслав Бутусов в последнее время поет Богу." Песня звучала, как будто он поет её просто на просто себе без эмоции,не было это сильного вокала в самом "главном" куплете - великая песня была загублена

    Ответить