Капоэйра в Ижевске
Мастер в светлых хлопчатобумажных брюках, подпоясанных белым, отвечающим за наивысшее мастерство, поясом, неустанно требует от находящихся в кругу: «Играйте красивее, потому что я хочу посмотреть на вас. Потому что вы должны научить других». Каждый из игроков, подпоясанный зеленым, желтым и синим, не идущим в сравнение с чистым мастерством говорящего, помнит - пока он не отмечен белым, он точно большое бразильское дерево Барауна, которое всегда может упасть. Но у них в отличии от дерева есть преимущество - денде, всегда присутствующее в игре в качестве силы, ловкости, и изящества.
Игроки Пальмовой республики, беглые рабы из Африки, завезенные работать на плантациях Бразилии, считаются родоначальниками капоэйры. Безусловно, это вид боевого искусства. Всю технику капоэйры условно можно разбить на три уровня:
- основные стойки и перемещения;
- стойки и перемещения на руках, перевернутые положения;
- ударная техника ног и рук.
Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда - выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» - букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра». Но это не только игра.
В качестве свежей рабочей силы португальцы ввозили в Бразилию рабов из других колоний -Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции. Так, например, у некоторых африканских племен существовал обряд инициации «N’golo», что означает «Танец зебр». В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается, этот танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры.
Так капоэйра - слияние силы и изящества, мастерства и удовольствия. Составной частью боя является музыка, которая тоже имеет африканские корни. Без нее капоэйра немыслима, ведь лишь двигаясь в ритме танца и войны, игрок может получить подлинный опыт - «Аше». Состав инструментов (оркестр воды) включает пандейро (бубен), агу-го (двойной колокольчик), реко-реко (зазубренная бамбуковая трещотка) и атабак (высокий барабан). Звук сопровождается пением мастера. Все это создает определенный ритм, который и делает капуэйро не просто боем, но боевым искусством и искусным танцем.
Еще одна составляющая капоэйры - магия. Несмотря на насаждение португальцами христианства, рабы не забывали свои корни, обряды и ритуалы. Поэтому некоторые говорят о «роде», как о магическом процессе, при котором участвующие впадают в транс. Это помогает игрокам показывать очень сложные элементы и не чувствовать при этом усталости.
Так корни капоэйры восходят к началу 18 века. Это искусство хранит в себе много загадок, может поэтому сейчас люди проявляют к нему интерес. В России к капоэйре обратились относительно недавно. О существовании узнали с выходом на экраны фильма «Только сильнейший» с Марком Дакаскасом в главной роли. В 1995 году в Сан-Франциско проводился капоэристский фестиваль , куда были приглашены мастера со всех концов земли. На двух русских инструкторов боевых искусств обратил внимание Вагиньу, настоящий мастер, посвятивший всю свою жизнь развитию капоэйры. Приехав в Москву, он привез много видеоматериалов, музыки, показал основные элементы боя. Но этого оказалось мало. Ведь чтобы постичь истинное «Аше», нужно было непременно съездить на родину капоэйры, в Бразилию. Это и было отправным пунктом развития боевого искусства в России. Уже в 1998 году в Москве прошел первый семинар по капоэйре с участием мастеров из Бразилии. Их долго веселило то, как русские юноши, старались двигаться под ритм заданной музыки, воспроизвести сцены битв из фильма «Только сильнейший». Но некоторые были удостоены особого внимания мастеров и приглашены в Бразилию для дальнейшего обучения.
Почти полгода назад силами заинтересованных людей капоэйра появилась и у нас в Ижевске. «Просто собрались люди, которые хотели этим заниматься», - вспоминают ижевские капоэйристы. Сегодня их набралось 20 человек.
- Почему именно капоэйра?
- Здесь есть общение. В других видах боевого искусства этого не встретишь. Мы приходим сюда не только оттачивать свое мастерство, но и общаться.
- Что для вас капоэйра прежде всего: танец, боевое искусство или возможность научиться драться?
- Боевое искусство, конечно. Вообще, есть разные виды капоэйры, мы придерживаемся бразильской школы ABADA-CAPOEIRA, в Европе же больше распространена игра Джогос.
- Вы с другими капоэйристами общайтесь?
- Обязательно. Ездим на разные семинары, учимся у других. Скоро такая встреча пройдет в Екатеринбурге.
Почти каждый удар в этом виде боевого искусства может оказаться смертельным, его элементы применяют в уличных схватках, жестоких боях. Но помните слова мастера, опоясанного цветом света и невинности: «Капоэйро - игра для удовольствия. Лишь почувствовав себя игроком, а не убийцей, можно постичь «Аше». Ведь и для беглых рабов - африканцев капоэйра оставалась прежде всего танцем, а не способом сразить своего напарника.
Светлана Поторочина
06.08.08.
Отзывы
-
A
AliasX
Более подробно о капоэйре и школе в Ижевске можно узнать на сайте http://capoeira18.ru
Ответить
Смотрите также:
-
FAN в инклюзивной кофейне
-
FAN на открытии «грёз кларета»
-
FAN и «11 правдивых времён»
-
FAN на выставке «Орден железной стрелы»
-
FAN слушает классику
-
FAN читает: Фредрик Бакман «Вторая жизнь Уве»
-
FAN в мире нивхов
-
FAN познаёт «Сотворение»
-
FAN читает: Лев Данилкин «Пассажир с детьми»
-
Как прокатиться на Супер тачках
-
FAN в мире поэзии
-
FAN открывает водный сезон
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту