Юморист | Как это было?
Автор: Артём Сентяков
1 марта в российский кинопрокат вышел фильм Михаила Идова «Юморист». Для сценариста «Лета» эта картина стала режиссёрским дебютом.
Сюжет
Восьмидесятые годы двадцатого века, СССР. Эстрадный юморист Борис Аркадьев — душа компании, любимец публики, на чьё творчество советский режим смотрит одобрительно; от поклонниц нет отбоя (к слову сказать, сам Аркадьев не очень-то благосклонен к ним). Его безобидный монолог про обезьянку становится шлягером в области эстрадного юмора, снова и снова артиста просят повторить этот незамысловатый номер, но мало кто знает, что автор вкладывал в него политический смысл. С каждым выступлением юморист всё сильнее погружается в депрессию: он понимает, что люди готовы смеяться ровно столько, сколько им разрешает партия, а на проблемы многие привыкли закрывать глаза. На ум всё отчётливее приходит образ «пира во время чумы». Внутренние метания Аркадьева заканчиваются катастрофой в усадьбе крупного чиновника.
«Айсберг» Идова
«Юморист» весьма богат подтекстом. Стоит обратить внимание на символическое значение некоторых сцен. Так, трагедия, развернувшаяся в бане советского чиновника, напоминает предательство Брута, иллюстрируя тип взаимоотношений внутри властной верхушки. Беседа с космонавтом и попытка ответить на вопрос «почему меня не любят?» — это разговор с Богом и стремление разобраться в собственной жизни.
О сценарии
Режиссёрские находки Идова утопают в слабом сценарии. Во-первых, не чувствуется единства сюжетной линии: действие хаотично и бесцельно перекатывается из номера отеля в квартиру, из квартиры в засекреченный пункт космической связи и так далее. Во-вторых, на протяжении часа в жизни героя отсутствуют явные антагонисты, а внутренняя борьба показана достаточно вяло и неубедительно, за счёт чего сложно уловить основную цель персонажа. Из многочисленных диалогов больше всего запомнилась остроумная фраза Аркадьева, брошенная в адрес бывшего друга: «Вот смотрю я на тебя и вижу своё отражение, как в зеркале, так и хочется разбить».
Назвался груздем…
Картина Идова — не просто ретроспектива 80-х. Это, прежде всего, попытка осмысления российской действительности. Однако до Звягинцева или Быкова новоявленному режиссёру ещё очень далеко (сравнение скорее неуместное). В фильме не хватает содержательной глубины и слишком много «размазывания краски». К тому же довольно странно, что за подобное осмысление взялся гражданин США, покинувший Россию в далёком 1992.
Автор: Артём Сентяков
Дата публикации: 14 марта 2019, четверг
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN в инклюзивной кофейне
-
FAN на открытии «грёз кларета»
-
FAN и «11 правдивых времён»
-
FAN на выставке «Орден железной стрелы»
-
FAN слушает классику
-
FAN читает: Фредрик Бакман «Вторая жизнь Уве»
-
FAN в мире нивхов
-
FAN познаёт «Сотворение»
-
FAN читает: Лев Данилкин «Пассажир с детьми»
-
Как прокатиться на Супер тачках
-
FAN в мире поэзии
-
FAN открывает водный сезон
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту