Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Фестивали » Начало - 2008
Афиша Ижевска — Начало - 2008

Начало - 2008

С 25 сентября по 1 октября 2008 года в Доме Кино в седьмой раз состоялся Открытый Снкт-Петербургский фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало». Фестиваль «Начало» представляет яркую палитру авторского, нового кино. Само название конкурса выбрано неслучайно - каждый год город на Неве принимает молодых представителей различных киношкол, для которых участие в фестивале может стать началом их творческой карьеры.

В этом году свои работы представили режиссеры из 37 стран мира. Для зрителей это замечательная возможность познакомиться с жизнью, культурой и самобытными традициями стран-участниц. В то же время фестиваль позволяет увидеть общую целостную картину современного молодого кино.

Авторитет фестиваля за прошедшие годы настолько возрос, что участвовать в нем пожелали киношколы Германии, Грузии, Дании, Израиля, Испании, США, Франции. Общий объем конкурсных фильмов составляет 25 часов экранного времени. В отдельные номинации выделены игровые фильмы продолжительностью до 5 минут, фильмы и реклама на социальные темы. Также проводился конкурс на лучший сценарий игрового фильма.

Повышение интереса к фестивалям студенческих фильмов в последнее время обусловлено во многом тем обстоятельством, что мировой кинематограф испытывает в начале своего второго столетия явный период стагнации, вызванный недостатком новых плодотворных идей. Ведущие в недавнем прошлом европейские кинематографии зачастую переживают сложный и затяжной период смены кинопоколений. Поэтому очень важно для текущего кинопроцесса вовремя разглядеть и поддержать рождение нового таланта.

В жюри основного конкурса в этом году вошли Народный артист России Глеб Панфилов, Заслуженный деятель искусств РФ оператор и режиссер Дмитрий Долинин, режиссер и сценарист Нийоле Адоменайте, режиссер документального и игрового кино Алина Рудницкая, аниматоры: режиссер Дмитрий Высоцкий, художник Андрей Сикорский и доктор искусствоведения Нина Дворко. Второе жюри, которое возглавлял Заслуженный деятель искусств РФ кинодраматург Юрий Клепиков, оценивало конкурс игровых фильмов до пяти минут и экспериментальные работы. Конкурс сценарных работ рассматривал кинодраматург и режиссер Аркадий Тигай.

Первый день кинофестиваля «Начало» открылся круглым столом, за которым собрались члены жюри и кинокритики, чтобы представить свое мнение на такую актуальную тему как «Образ героя в молодежном кино».

Анжелика Артюх (кинокритик): Кино переживает бум. Меняется поколение. Какие проблемы затрагивает новое кино, как молодые люди видят себя в кино? Россия в проблемной ситуации. Деньги - мощный инструмент, заменяющий религиозных богов. Человеку трудно сопротивляться влиянию денег. Молодому человеку приходится отстаивать свою личность. Если посмотреть на молодые фильмы («9 рота», «Питер FM», «Нирвана», «Жестокость») — с одной стороны режиссеры стараются думать о современных проблемах. Несколько лет назад режиссеры пытались осмыслить прошлое. Современные режиссеры пытаются осмыслить современную жизнь. Какие молодых режиссеров вы можете выделить?

Алексей Дунаевский (Председатель отборочной комиссии, Вице-президент Санкт-Петербургской Федерации Кинопрессы): Алексей Герман-мл, Артем Антонов.

Владимир Кузьмин (кинокритик): Борис Хлебников («Свободное плавание»), Марина Любакова («Жестокость»). Эти режиссеры интересны прежде всего тем, что вводят новых героев. Героиня фильма «Жестокость» - молодая девушка, подсматривающая жизнь чужих людей, лишена нравственных ориентиров и моральных установок. В «Свободном плавании» показан герой с «положительным зарядом». Это молодой человек, который коряво говорит, имеет некрасивую внешность, выражает чувства варварскими словами и жестами. Но этот герой хочет работать и хочет работать хорошо. Но ему не дают те условия, в которые он попал. У нас не было подобного героя с 60-х годов (фильм «Листопад»).

Анжелика Артюх: Что запомнилось из последних работ?

Глеб Панфилов: Мне интересно смотреть работы молодых режиссеров. Мне интересен московский фестиваль, где на конкурс принимаются фильмы, снятые на мобильный телефон.

Юрий Клепиков: У современных режиссеров комплекс Константина Треплева. Имеются в виду нешуточные амбиции. Студенческий кинематограф отражает взрослый кинематограф. Хорошими фильмами на конкурсной программе можно назвать 5-6 фильмов. Остальное - аморфная бессодержательная масса, которая на что-то оглядывается и хочет быть на кого-то похожа. Мои студенты не обязательно пишут на молодежные темы. Среди их героев часто встречаются старики, убогие, нищие, несчастные. Молодым, наверное, самим неясно, что они могут о себе сказать. Среди удачных работ могу выделить ВГИКовскую картину «Мясо», «Подсобное хозяйство», «Высокие чувства».

Анжелика Артюх: Насколько на ваш взгляд интересны современные операторы?

Дмитрий Долинин: Уже с середины 1 курса становится ясно, что из кого выйдет. Бывало, я с первого курса отговаривал студента продолжать учиться на оператора. Но мои студенты сталкиваются с плохими сценаристами и режиссерами. Операторскому мастерству можно обучить, это несложно. Беда кинематографической тусовки — в инфантильности. Студенты находятся на детсадовском уровне мышления. Если человек хочет быть режиссером, он должен читать, знать имена и фамилии известных режиссеров, а они зачастую даже этого не знают. Я хотел бы поспорить по поводу названных здесь фильмов с киноведами, которые, как правило, рассуждают с философской точки зрения. Фильм «Свободное плавание» скучен до невозможности. В фильме «Жестокость» я не верю мотивировкам поведения героини Литвиновой. Почему-то не упомянули замечательный фильм «Живой», который подходит к теме смерти с нестандартной юмористической стороны. Но он хорошо до тех пор, пока там не появляется священник. И я призываю вас - по возможности, не смотрите сериалы.

Юрий Клепиков: Как ни хорош фильм «Коктебель», я не могу его сравнить с дебютами минувших десятилетий. А ведь фильмы «Иваново детство», «Первый учитель», «Зной», «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» — это все первые работы режиссеров. Вот такие бы дебюты нам сейчас - это сильно двинуло бы отечественный кинематограф.

Анжелика Артюх: Хотелось бы обратиться к аниматорам, потому что интерес к этой профессии просто огромен.

Андрей Сикорский:
Необходимое качество аниматора - чугунная задница. Из 10 аниматоров 7 - очень способных, но ленивых, 2 - талантливые, но ленивые и только 1 рвет когти.

Алексей Дунаевский: Стало модно снимать спонтанное кино камерой, врывающейся в жизнь обывателей. Герой - неуверенный в себе человек (молодой или пожилой). Много документальных фильмов посвящено страданию, больнице. С кинокамерой можно добиться того, что человек на время перестает быть циником. Российские анимационные работы выходят на уровень японских или американских. Очень мало работ посвящено своим современникам. Самое большее - это экранизации.

Во время фестивальных дней можно было посетить не только показы фильмов студентов, но и мастер-классы известных режиссеров. Наибольший резонс среди конкурсантов и зрителей вызвал мастер-класс российского и советского режиссера Александра Сокурова. Мастер поделился опытом с молодым поколением кинематографистов, а также ответил на вопросы из зала.

- Чего не хватает русскому кинематографу?
- Людей талантливых и сверхталантливых.

- А что мешает?
- Сама кинематографическая среда, разделенная на кланы и группировки.

- Что сейчас находится в центре Вашего внимания?
- Проблема монтажа. Что такое мгновение соединения двух кадров? Это на уровне процесса нервных волокон. Что происходит, когда эти два тела сталкиваются? Что здесь психопатия, волюнтаризм? С художественной точки зрения что это? Это фантастическая загадка.

- Существует ли проблема музыки в современном кинематографе?
- Звукорежиссеру не следует идти по пути звукового иллюстрирования. С помощью звуков создается параллельное полотно. Звук должен дистанцировать изображение. Звук делает режиссуру катастрофически опасным занятием.

- Как относитесь к своим ошибкам?
- Стараюсь не повторять ошибок. Надо жестко к себе относиться. Если я что-то не знаю, я честно признаюсь близким людям. Кино - это общий процесс, к которому все прилагают усилия. И если один ошибается, расплачиваются все.

- Как кинематограф влияет на общество?
- Мои фильмы никакого влияния не оказывают. Картины показываются редко. На DVD выпустить фильмы даже денег не хватает. От моего присутствия ничего не зависит. А в мировом плане кинематограф оказывает деструктивное влияние, связанное с разрушением стены страха перед смертью. Жестокосердие. Идеология насилия. Анатомическое вскрытие. Демонстрация обществу процесса мучения человеческой души и тела. Когда мы показываем миллионы бессмысленных жертв, тогда мы будем пожинать плоды. Неслучайно возникает волна негодования в мусульманской среде. Миллионы вовлеченных в эти игры с кровью. Синтезация войны - тоже большой грех. Когда бойня становится знаком патриотизма или пути к демократии. Киношники сделали шаг в сторону преступности. Обращаюсь к питерцам с просьбой остановить «нацистское» отношение к городу, приносящее разрушение.

- Существует ли связь времени и возникновения искусства кино?
- С одной стороны, искусство кино не было обречено на превращение в публичный дом. Франция - особо опасное место для кино. Кино сразу стали делать публичным. Ему не дали найти свою пищу. Его сразу привязали к оптике. Многое в кино зависит от стекловаров. Фокусное расстояние определяет длину и границу и работа со светом. А почему кроме кино ничего не возникло? Первая мировая война сделала грандиозную остановку в развитии. Вторая мировая война - вторую остановку гуманитарного развития. И сейчас - резко правительство стало финансировать развитие того кинематографа, который им нужен, чтобы закрыть глаза, чтобы присутствовать, но не быть. Вообще деструктивная роль визуального искусства. Будем ли мы развиваться как гуманитарное сообщество людей? И есть ли у нас другой путь?

- Какие у Вас ближайшие планы?
- Я планирую завершить трилогию. Первый фильм - «Молох» (Гитлер), второй - «Телец» (Ленин), третий будет снят по «Фаусту» Гете.

- Что вы можете порекомендовать начинающему режиссеру?
- На создание образа затрачивается огромная энергия по преодолению препятствий. Образ - это целостность. 99% киноведов работают аналитическим способом. Образ невозможно анализировать, его можно только прочувствовать. Для того, чтобы приступить к работе «Солнце» мне потребовалось 10 лет. Для «Ковчега» столько же. Мало прийти к фильму, надо еще и к артистам прийти с багажом чувств, переживаний, чтобы и они смогли прочувствовать то, что какими вы видите героев своего фильма. Если вы хотите вступить на путь кинематографиста, надо определить для себя 5-6 внутренних идей. Выращивать внутри себя эти идеи. Искусство - это зона несвободы. Для художественного автора принципиально важно понимать, что существуют каноны. Создает произведение искусства не аппарат в руках человека, а воля, сердце, душа человека. Там, где отсутствует индивидуальность, нет места для художественности. Бог не ведет за собой миллионы людей, он приходит к отдельным людям.

- Приносит ли работа Вам удовлетворение?
- Удовольствия не испытываю ни на одном этапе работы. Для меня это очень тяжелый рутинный труд.

- Каким должно быть соотношение документальности и художественности в историческом фильме?
- Если есть внутренняя ответственность перед историчностью произведения. Наполнить реалиями исторической ситуации. В повествовании надо опускать все до уровня человеческого существования. Нужно обращать внимание на бытовые детали, на их соответствие со временем. Бездарно сделанная историческая работа порождает фамильярное отношение к истории. Надо уважать исторические реалии в работе над исторической картиной.

- Есть ли у кинематографа будущее?
- Кино будет существовать до тех пор, пока есть индивидуальности, пока мы его помним. Когда люди перестанут приходить в кино и интересоваться им, тогда оно умрет. Приблизительность в мыслях, вторичность в идеях старит кинематограф. Кино стареет очень быстро. Выбывают многие ценности. Актерские работы начинают терять свой блеск. Жизнь во времени - это божественный процесс. Как правило, авторы не виноваты в старении. Стареет то, что не выдерживает проверку временем.

Победители 2008 года

Гран-при
«Мазал», режиссер, автор сценария Рой Шер, Тель-Авивский университет, Израиль

Лучший игровой фильм
«Между тобой и мной», режиссер Пер Ханефьорд, Институт театрального искусства, Стокгольм, Швеция

Лучшая работа режиссера
«Агапэ», режиссер, автор сценария Слободан Максимович, Академия театра, радио, кино и телевидения, Любляна, Словения

Лучшая работа режиссера
«Дорожная разметка», режиссер Юхо Куосманен, Хельсинкский университет искусств и дизайна, Финляндия

Лучшая работа оператора
«Между», оператор Йоонас Пулкканен, Хельсинкский университет искусств и дизайна, Финляндия

Лучший сценарий игрового фильма
«Волчок», режиссер, автор сценария Матеус Лузар, Академия театра, радио, кино и телевидения, Любляна, Словения

Лучшая работа звукорежиссера
«Между тобой и мной», звукорежиссеры Илона Петтерссон, Мартин Тэслер, Институт театрального искусства, Стокгольм, Швеция

Лучший документальный фильм
«Ночной наблюдатель», режиссер Менно Оттен, Нидерландская академия кино и телевидения, Амстердам

Лучший анимационный фильм
«Рано или поздно», режиссер, автор сценария, аниматор Ядвига Ковальска, Высшая школа искусств и дизайна, Люцерн, Швейцария

Лучший игровой фильм продолжительностью до 5-ти минут
«Сила любви», режиссер Марвин Крен, Гамбургская медиа-школа, Германия

Лучший экспериментальный фильм
«Пластиковые пакеты», режиссер, автор сценария, оператор Милош Томич, Киношкола Пражской академии сценического искусства, Чехия

За удачный старт, приз от создателей фильма «Начало»
«Бульвар», режиссер Алиса Хмельницкая, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Москва, Россия

Лучший сценарий полнометражного фильма
«Диссонансы», автор сценария Валерий Бакланов, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Лучший сценарий короткометражного фильма
«Прицепной вагон», автор сценария Анна Тугарева, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Приз от Петербургской Федерации Кинопрессы «За самое многообещающее начало» «Почетный день», режиссер Андерс Хабенихт, Институт театрального искусства, Стокгольм, Швеция

Приз имени Сергея Добротворского от журнала «Сеанс» «За плодотворный поиск источников невозможного»
«Бессонница», режиссер Галина Красноборова, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова

За лучший сценарий русскоязычного игрового фильма приз от сценарного агентства «Cinemotion»
«Мешок», автор сценария Сергей Муратов, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Москва, Россия

За оригинальность изобразительного решения образа главного персонажа произведения Евгения Гришковца «Декан Данков»
Художник Анастасия Копырина, 1 курс, руководитель
мастерской - Заслуженный художник России Л.П. Конникова

За яркое образное и композиционное решение персонажей произведения А.П. Чехова «Невеста»
Художник Мария Красносельских, 1 курс, руководитель мастерской - Заслуженный художник России Л.П. Конникова

За выразительность композиции и мастерство исполнения графической работы «Гиря»
Художник Ксения Булатова, Преподаватель - П.П. Конников

Дипломы

За отличную профессиональную подготовку молодых кинематографистов в разнообразных жанрах
Школа кино и телевидения Университета Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США

За отличную подготовку молодых кинематографистов и следование национальным традициям
Академия театра, радио, кино и телевидения, Любляна, Словения

За отличную подготовку молодых кинематографистов и следование национальным традициям
Хельсинкский университет искусств и дизайна, Финляндия

За стремление раскрыть тему жестокости и раскаяния
«Я не в настроении танцевать», режиссеры Йоахим Доллхопф, Эви Голдбруннер, Высшая школа кино и телевидения «Конрад Вольф», Потсдам-Бабельсберг, Германия

За удачное решение темы первой любви
«Райские кущи старого дома», режиссер, автор сценария Карина Клименко, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

За высокий артистизм изобразительного решения
«Трое», режиссер, автор сценария, оператор Дариэла Лудлоу, Центр киноподготовки, Мехико, Мексика

За выразительный лаконизм режиссерского решения
«Улыбочку!..», режиссер, автор сценария Хусейн Табак, Венский университет музыки и изобразительного искусства, Австрия

За подлинное кинематографическое решение и гармонию
«52 процента», режиссер, автор сценария Рафал Скальский, Польская национальная школа кино, телевидения и театра, Лодзь

За неожиданное раскрытие темы взаимоотношений мужчины и женщины
«Розовый кролик», режиссер, автор сценария, аниматор Эгмонт Майер, Баден-Вюртембергская киноакадемия, Людвигсбург, Германия

За трепетное отношение к звуковой партитуре фильма
«Хищники не без греха», режиссер Хушманд Вараи, Тегеранский университет высшего образования, Иран

Марина Корсакова
Дом Кино, Санкт-Петербург, 01.10.08.

Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008 Афиша Ижевска — Начало - 2008

Дата публикации: 16 апреля 2010, пятница

Отзывы

  • Д

    ДСН59

    Бог мой, кино - искусство. Заблуждение. Ещё - инструмент исследования мира, истории, человечества. Происходят фантастические перемены в мире. Их можно наблюдать. История происходит сейчас, прямо здесь. Её можно пощупать и сравнить с происходившим 1000 лет назад. Дать двух, трёх слойный фильм. Дать аналогии исторических процессов, выбить из головы людей бред гуманистических идей как основы бытия. Один фильм - удар сносящий заблуждения целых 300 лет. Великие гуманисты, Французская революция. Все для человека и он мера всего. НЕ ВСЁ. Добротная серия исторических фильмов может помочь народам оценить течение истории. Увидеть её закономерности. Помочь увидеть кучу заблуждений, опаснейших заблуждений. Может быть - избежать больших потерь. 3142718@mail.ru******Будут вопросы в поиске материала для большого и существенно нового исторического фильма - нет проблем, пишите. Жду. Комиссары тысячелетней давности ждут своих сценаристов.

    Ответить