Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Выставки » FAN и акварель
Афиша Ижевска — FAN и акварель

FAN и акварель

FAN пообщался с одной из участниц выставки «Ижевские этюды» — Анной Поповой. Это выставка акварельных работ студии «Караколь», посвящённых Ижевску. В экспозицию вошли этюды, написанные на пленэрах, а также студийные работы преподавателя и учеников.

— Как началась твоя любовь к рисованию и как ты к этому пришла?
— Любовь к рисованию пришла ко мне очень давно. В детстве меня отдали в художественный кружок рядом с домом, как и многих детей, наверное. Проходила до 11 класса, но рассматривала это занятие больше как хобби. Ходила только на живопись — к своей любимой учительнице.

В университете я поступила на математический и на несколько лет вообще забыла про рисование и искусство. Но творчество всё равно рано или поздно прорывается: в один момент я начала рисовать дома, вспоминать, что это такое. Тогда я жила в Питере, но потом вернулась в Ижевск, и девочки, с которыми я работала, позвали меня рисовать. Так меня снова затянуло в искусство.

Параллельно я пошла учиться дизайну, а там обязательно нужно было сдавать рисунок и живопись. Тогда я начала ходить к Елене Штейниковой и усиленно навёрстывать упущенное. Раз в неделю у нас был урок рисунка, ещё один раз — урок акварели.

— Акварель — достаточно сложный материал и достаточно характерный. Почему именно она? Какие ещё материалы тебе нравятся?
— Я пробовала рисовать маслом, потом перешла на акрил — он не так сильно пахнет и сохнет моментально. А Елена преподавала акварель. Вообще-то я всегда хотела попробовать ей рисовать, с ней и удобнее: не нужно предварительно разводить краски, просто берёшь и рисуешь, когда захотел. К тому же, можно очень быстро можно начать и быстро закончить.

Сложность этой техники в том, что нет права на ошибку, Чтобы акварельная работа была лёгкой, нужно наносить краску в один слой. Если переборщить с цветом или слоями, потеряется ощущение прозрачности. Ошибки в рисовании маслом или акрилом поправить можно, здесь нет.

И сама техника, конечно, совсем другая. Мне нравится в акварели то, что ты никогда не знаешь результат своей работы. Она растекается, она берёт своё, и нужно уметь направить краску, а иногда и немножко отпустить.

Какое-то время я занималась росписью по дереву, у меня даже есть диплом мастера. Однажды я преподавала роспись в детском лагере.

— И как тебе преподавание?
— Мне понравилось. Работа с детьми — всегда очень творческая. К каждому ребёнку нужен свой подход и любовь.

— А со взрослыми не пробовала?
— Нет не пробовала, только с детьми.

— Как давно ты занимаешься в студии «Караколь»?
— Как-то я считала, получилось больше 6 лет До сих пор кажется, будто только пришла, а оказывается, прошло уже столько времени! Университет меня, конечно, очень сильно подстегнул — нужно было нагонять, а потом и перегонять сокурсников.

— Почему именно эта студия?
— Думаю, я вжилась в коллектив и привыкла к преподавателю. Я очень ценю то, как преподаёт Елена. По началу она нас контролировала, рассказывала, что и как рисовать, мы смотрели и потом рисовали сами. Сейчас она, наоборот подходит очень редко и предоставляет возможность каждому самому разобраться со своими вопросами. Если никак не получается, она даёт наводящие советы и исправляет своей рукой, только когда совсем не выходит. Я думаю, очень важно уметь давать ровно столько информации, чтобы ты учился сам решать свои задачи и рос как художник.

— Каково это — когда твои работы висят в галерее, на выставке? Поделись эмоциями.
— Эмоций много и самых разных. Поначалу было страшно выставить свои работы на всеобщее обозрение — подсознательно всегда ждёшь критики. С другой стороны, через выставку ты делишься своими эмоциями, которые хотела передать, и раскрываешь картину, показываешь зрителю красоту и любовь. В данном случае — любовь к городу. Выставка — это ценный опьт, который даёт желание развиваться, больше рисовать и не останавливаться на достигнутом.

— Как проходила подготовка к выставке?
— Идея пришла после того, как мы оформили нашу ежегодную выставку в Доме Архитекторов. Елена подала заявку в «Галерею», и когда мы получили положительный ответ, начали думать, что хотим показать.

Поначалу мы немного паниковали: обычно к выставкам мы готовились год, а тут у нас было всего четыре месяца. Кто-то отказался участвовать: либо не хватило работ, которые можно показать широкой публике, либо они оказались не достаточно оригинальными: хотелось же показать свою индивидуальность, хоть и тема у всех одна.

Кто-то плакал, кто-то расстраивался дома. Потом собирались, обсуждали, и каждый в результате смог себя найти.

— Вы рисовали все работы с нуля или пытались подобрать подходящие из старых работ?
— Кто-то смог выбрать из старых, с прошлогоднего пленера, кто-то — с нуля.

— А ты как выбирала?
— Я рисовала с нуля, потому что пленэрные работы у многих из нас пересекались (мы, например, на Воложку все вместе ездили), а у меня они ещё и не доделаны.

К тому же, я хотела попробовать новую для себя технику — с мазками и впрыскиваниями акварели.

— А что было самым волнительным?
— Думаю, сам процесс творчества, поиски себя в картинах. Рисовать легко, когда ты себя нашёл, и очень сложно — когда ты ещё в поисках.

— Расскажи об этом поподробнее. Поиски себя — это о правильном выражении эмоций в картинах или ещё о чём-то?
— Это, скорее, о собственном стиле. У каждого из нас выставляют несколько работ, и ты понимаешь, что твои работы должны нести какую-то единую мысль, которую ты хочешь донести до зрителя. У меня, я думаю, такой темой стала природа, её красота. Мы живём в действительно красивом городе, нас окружают невероятные виды. Именно это я хотела донести.

Я даже специально ходила фотографировать, чтобы понять, как разместить работы, но это требует очень больших творческих усилий!

— Как раз хочу спросить о пленэрах. Насколько это страшно — рисовать на природе акварелью? Надо же баночки, воду менять. Можешь рассказать какие-нибудь лайфхаки, например, как себя вытащить из дома и не сильно стрессовать поэтому поводу?
— Соглашусь: чтобы рисовать акварельные этюды, всё-таки нужна подготовка. Первые мои вылазки были не особо удачными, я действительно нереничала поначалу. Думаешь, что сможешь комфортно расположиться, но ветер и другие погодные условия вносят свои коррективы. Теперь мы, наученные опытом, начали обзаводиться стойками, складными стульями и другим оборудованием, потому что без них обходиться действительно очень сложно.

Кроме Воложки мы ездили ещё в Сарапул и Воткинск. Обычно сначала мы делаем скетчи маркерами и только потом выбираем место для акварельных этюдов. На самом деле, быстрые зарисовки тоже требуют подготовки. К ним мы сначала готовились в студии и в близлежащих местах (в «Таджмахал», например, ходили) и только после этого ехали куда-то подальше.

— А ты одна куда-то выбиралась на пленэр?
— Мы как-то ездили вдвоём с однокурсницей в Лудорвай. Прошлись по туристическому маршруту, сделали несколько быстрых зарисовок, потом остановились на акварель.

— У тебя есть какой-нибудь любимый художник-акварелист? Или не акварелист. А может, конкретные работы, которые нравятся.
— Нравятся работы Сергея Курбатова. Он тоже проводит выездные пленэры. В его работах видна рука мастера.

— Может, есть просто любимый автор, художник, скульптор, деятель?
— Я восхищаюсь французской художницей, которая рисует цветы — Клер Баслер. Случайно нашла её работы в пинтересте. Сама она художница, муж — реставратор. Во Франции есть какая-то программа, по которой они купили замок (Шато де Бовуар, прим. редакции) и занимаются его реставрацией.

— Откуда ты черпаешь вдохновение или мотивацию к рисованию? Насколько это сложно: сесть, настроиться и начать рисовать?
— Бывает по-разному. Вдохновить могут и просто окружающие пейзажи, и эмоции, которые хочется выплеснуть. Иногда, конечно, смотрю на чужие работы, на техники, которые хочется попробовать. Смотрю на рисунки других и думаю: я смогу так же! Поездки на отдых тоже вдохновляют и пейзажи с Пинтереста.

— У меня последний вопрос. Какой совет можешь дать тем, кто только начал или не знает, как продолжить, если забросил и не может втянуться?
— Для начинающих, конечно, — больше пробовать себя в разных направлениях и разных стилях. В один момент вы почувствуете, что вот это действительно ваше. Главное — не расстраиваться, если первые работы не получаются. Или не первые. Не каждая картина сразу станет шедевром, она всего лишь одна из многих. Нужно быть готовым к ошибкам, к трудностям и разочарованиям. Всё это — часть вашего пути. Но даже тут процесс рисования и настроение, с которым ты пишешь, будут вдохновлять на дальнейшей работы. Просто не надо опускать руки.

Мне, например, очень помогает коллектив — всегда поддержит, что-то посоветует. Бывают периоды, когда не получается несколько работ подряд, и даже тогда ты получаешь удовольствие — просто от процесса. Ты как бы переключаешься с обыденной жизни на творчество, поэтому даже в неудачном опыте всё равно есть плюсы и положительные эмоции.

Сложнее советовать продолжающим. Я ведь и сама долго была тем продолжающим, которому хотелось, не было стимула. Впоследствии им стала свадьба сестры. Я захотела сделать ей особенный, личный подарок — это и побудило меня снова сесть за краски.

Выходит, надо найти свой стимул, который поможет сдвинуться с мёртвой точки. Можно попробовать просто красивые пятна поставить на бумаге и расслабиться, посмотреть, как расплывается краска. Своеобразная арт-терапия.

И, конечно, приходите в студию «Караколь». Лена всегда рада, новым ученикам. Она очень много внимания уделяет новеньким, ведь на «стареньких» что время тратить? Сидим рисуем.

Автор: Ульяна Ермакова

Дата публикации: 2 августа, вторник

Отзывы