Собибор | Как это было?
Автор: Игорь Шутов
В российский прокат вышел фильм «Собибор». Режиссёром картины и исполнителем роли советского офицера Александра Печерского стал Константин Хабенский.
О героях и историях
Фильм основан на реальной истории заключенных нацистского лагеря смерти «Собибор», которым удалось поднять восстание и бежать. Сам Хабенский — в главной роли Саши, его прототип – Александр Печерский, советский лейтенант еврейского происхождения, ставший главным организатором побега и предводителем лагерного подполья. При этом главным героем его можно назвать с натяжкой – он фигурирует в фильме не чаще других, его история практически не раскрыта. О том, что было в судьбах героев до, и как некоторых из них свела судьба, предоставлено догадываться зрителю.
Отмечу, что возрастной цензор картины всего 12+, хотя, к слову, история показана так кровопролитно, что ожидалось увидеть заветное 18+. Это сделано не случайно. Хабенский, как он сам прокомментировал, хотел сделать так, чтобы максимально все смогли увидеть данную киноленту. И это, безусловно, похвально. Такую картину для своего дебюта он выбрал для того, чтобы показать ее по-своему. Выбора у него не оставалось, ведь история действительно драматично тяжелая.
Главное достоинство «Собибора» — сравнительная сдержанность, за счёт которой фильм получился не таким плохим, каким легко стал бы в руках более распущенного режиссёра. Хотя иногда умеренность и аккуратность Хабенского его и подводят. Как уже отмечено, Печерского он сыграл неважно, да по-другому, наверное, и не мог. Просто это заведомо неподходящая ему роль, причём, уже вторая подряд (после фильма «Селфи»).
Минусы
Очень портят впечатление от ленты в целом лишь два момента. Первый — откровенно безвкусная сцена пьяной эсэсовской вакханалии. Подобный гротеск серьёзно выбивается из общего тона фильма, уводя повествование куда-то в сторону. И второй — нелепая съёмка сцены побега. Толпа измученных узников вырывается на свободу — и Хабенский зачем-то преподносит этот эпизод в сверхзамедленном темпе, в стилистике рекламного ролика. Не хватает только слогана во весь экран: «Убегайте из немецких концлагерей!».
Воля к жизни
Хабенский снял смотрибельный, понятный, стилистически выдержанный и эстетически переносимый фильм о том, что воля к жизни — сильнее смерти. В «Собиборе» нет ни капли самолюбования. Ни малейшего желания выпятить собственные актёрские и режиссёрские амбиции. Есть совершенно четкий месседж: нам нужно знать, что в войну люди побеждали даже в самых невыносимых условиях. И польские евреи, и советские офицеры.
Да, немцы показаны как самая концентрированная ипостась зла, без намёка на полутона, но, в общем, учитывая конструкт фильма, так оно и лучше: слабость к шмоткам из Парижа в некотором роде делает их людьми, а большей человечности у работников концлагерей, говорят, и не водилось.
В результате «Собибор» получился фильмом по-настоящему сильным. Создателям удалось соблюсти баланс между документальностью и художественным вымыслом. Фильм пробирает до костей — ужасом и благоговением при виде того, как война превращает одних людей в чудовищ, а других — в титанов.
«Собибор» — это череда горьких и страшных сцен, череда дней, у которых собственный ритм — перестук колес, гудок прибывающего на станцию поезда: новые люди, новые страдания, новые муки. Итог этих дней — победа человеческого духа над отчаянием, над неумолимостью смерти, и это даже нельзя назвать закономерным.
Не повторять!
Фильм Константина Хабенского словно задает вопрос зрителю в зале: «Ты смог бы?» — и получает в ответ потрясенную тишину, которая бесценна в наши дни, когда буквально все готовы «повторить сорок пятый».
За предоставленную возможность выражаем благодарность кинотеатру «Синема Парк» в ТРК «Петровский». «Синема Парк» — Здесь живёт кино!
Автор: Игорь Шутов
Дата публикации: 25 июня 2018, понедельник
Отзывы
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту