Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Фестивали » Канский видеофестиваль 2007

Канский видеофестиваль 2007

12 и 13 февраля в выставочном центре «Галерея» ценители короткометражных фильмов и видео-арта могли увидеть лучшие работы конкурсной программы IV Международного Канского Видеофестиваля.

Международный Канский Видеофестиваль традиционно проходит в городе Канске Красноярского края. Фестиваль организован студией ВидеоДОМ (Москва) при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и Фонда Культурных Инициатив Михаила Прохорова.

Мне удалось оценить показы второго дня. Видимо, в «Бункере» сейчас ведутся ремонтные работы, и поэтому просмотр фильмов осуществлялся непосредственно в выставочном зале. Так что бонусом к пришедшим насытиться визуальным рядом послужила выставка творений столичных художников - «Московские новости».

Несмотря на мое предвзятое отношение к новинкам видео-арта, этот показ оставил чувство удовлетворенности и понимания, что, лично я считаю также немаловажной деталью в отношениях коммуникатора и реципиента. Единственный недочет показа - отсутствие куратора. Все-таки хотелось, чтобы прозвучало вводное слово.

Но если уж перейти к самой программе, то таким своеобразным вступлением можно назвать коллаж от итальянского режиссера Джакомо Триглиа «Сокровищница кино-вкусностей» (2006). Данная работа, склеенная из кусочков лучших произведений мирового кинематографа, наглядно отображает тему фестиваля «Искусственная оппозиция - волшебство видео против магии кино». Удачно подобранное музыкальное сопровождение усиливает эмоциональное восприятие быстро сменяющих друг друга кадров. Лейтмотивы фильма - красота движений, время и история, разрушение и созидание… Наложение кадров одного фильма на кадры другого позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты, освежить их в памяти и прочувствовать заново.

Два фильма, отображающих два авторских взгляда на вопрос бесконечности - «Променад» Жен Ичиро Ишии (2007) и «Бесконечность» Маи Ямашита и Наото Кобаяши (2006). Интересно, что обе работы представлены японцами - весьма в восточном духе размышлять о вечных материях. Первая зарисовка вызвала какое-то чувство обреченности и бренности мирского. С какой основательностью и серьезностью, строго высчитав каждый сантиметр, герой строит деревянную конструкцию в форме восьмерки!.. для того, чтобы потом насладиться прогулкой по этому мостику… Как Моцарт, написавший себе реквием, как Христос, несший собственный крест на своих плечах…

Фильм с ясным названием «Бесконечность» - это эксперимент группы людей, которые день за днем ходят по одному и тому же месту на лужайке, выписывая восьмерки. С каждым днем тропинка становится все более заметной и отчетливой, будто бы говоря зрителю, что путь к Вечному лежит через рутинное усердие и постоянство. Выбрав дорогу - не сходи с нее. Хотя можно воспринимать этот фильм и как шутку, бесполезное прокладывание путей, которые все равно потом вновь порастут травой.

Название фильма Алексея Черного и Улу Брауна «Рыбный суп» (2006) лично мне сразу открыло задумку авторов, поэтому только оставалось следить за воплощением этой идеи на экране. Режиссеры своей работой обратились к насущным проблемам экологии, доведя до абсурда проблему окружающей среды, в частности водной территории. Интерес в этой работе также представляет подача видеоряда - слегка подкрашенные объекты кажутся нарисованными.

«Вспоминание о Флоренции» Ираиды Юсуповой и Александра Долгина (2007) осталось для меня загадкой. Обилие летающее-утомляющих мотоциклов.

«Тропинка» Луиса Энрике Юдо (2005) небольшое красочное повествование о буднях бразильских уличных художников. Режиссер решил поиграть со зрителем, использовав в качестве основной нагрузки для осмысления яркие цвета.

«Любовь в Пекине» Сюзанны краусс (2005), начавшаяся с яркого вступления в виде водных каллиграфических знаков на бетонных плитах, рассказала нам об отношении восточных девушек и женщин к самому прекрасному чувству.

«Кайзер» Катаро Танака (2006) - действие фильма разворачивается в парке для семейного отдыха. На фоне цветущей сакуры и клумб резвятся дети, мирно «пасутся» голуби, гуляют мамаши, а на траве уютно завтракают довольные японцы. И вот всю эту и без того несуетливую беспечность режиссер гоняет взад-вперед, «зацикливая» определенных персонажей, разгоняя других, заставляя ходить задом наперед третьих…

По душе пришелся мне «Каталог перфекциониста» Иван Ващенко (2007). Под сопровождение ритмичного трип-хопа разворачивается жизнь молодых людей в съемных квартирах… Пустые пространства наполняются мелочами и хламом, которые начинают жить своей жизнью… Бардак не кажется неуместным. Каждая вещь ценна сама по себе и имеет применение. Ощущение безмятежности и свободы духа.

«Это вам не синхронное плавание» канадского режиссера Мишлен Дуроше (2006) - юмористическая миниатюра. Как чувствует себя рыба без воды? - Не очень ). А пловчиха? - Отлично!

Напоследок я оставила фильм «Апоптоз» режиссера из Гонк-Конга Ли Ят Фунга (2005), который вызвал во мне наибольший эмоциональный резонанс. Работа, близкая к художественному фильму, одновременно напоминающая исповедь. Каждый герой (отец, сын, невеста сына) по очереди говорит предсмертные слова, своего рода предсмертное послание, записанное на видеопленку. Фильм назван метафорично: апоптоз - это явление программируемой клеточной смерти. Смертоносный грибок передается от клетке к клетке - от отца к сыну, от сына - к девушке, от девушки - к… Ряд можно продолжить. Добро порождает добро, зло порождает зло, а смерть порождает смерть. Исповедальные послания, безысходность которых усиливается благодаря проникновенной эмоциональной игре актеров, действуют безукоризненно. Смерть становится единственным выходом из сложившихся обстоятельств. Однажды запущенный механизм работает четко и не дает сбоев. Снежный ком остановить невозможно.

В целом работы этого фестиваля показали, что вдумчивых авторов по-прежнему волнуют вечные вопросы, а любители экспериментов отошли от насыщения кадра визуальными спецэффектами и больше стараются показать красоту естественных форм, но при этом не утратили новаторского подхода и дают зрителю возможность путем небольшого смещения акцентов увидеть картинку под другим ракурсом.

Корсакова Марина
«Галерея» 13.02.08.

Дата публикации: 16 апреля 2010, пятница

Отзывы