"Я люблю вас..." (Чайковский и театр)
25 апреля 2007 года в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка "Я люблю вас…" (Чайковский и театр). Название соотнесено со знаменитой арией Ленского из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин". Выставка посвящена дню рождения композитора, который по старому стилю приходится на этот день, а также юбилею фестиваля имени П.И.Чайковского. Фестиваль открылся уже в 50-й раз. Но, несмотря на почтенный возраст, он продолжает активно развиваться, с каждым годом растет его престиж. Сегодня проведение фестиваля стало крупным событием для всего музыкального мира. Музей изобразительных искусств совместно с Музеем-усадьбой П.И.Чайковского города Воткинска решили отметить обе даты выставкой, большая часть экспонатов которой была доставлена из фондов Музея-усадьбы.
Экспозиция выставки разнообразна. Она включает материалы, связанные непосредственно с проведением фестиваля: фотографии, запечатлевшие за долгую историю немало замечательных людей и интересных моментов, билеты, афиши разных лет. Интересна часть, посвященная сценографии произведений композитора. На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к операм "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", балетам "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и к весенней сказке "Снегурочка". Эскизы созданы художниками в разное время, выполнены в разнообразных техниках и предназначены для спектаклей, поставленных на сценах многих театров. География этих постановок чрезвычайно широка: от Москвы до Новосибирска. Благодаря такому богатству материала зритель может сравнивать представленные на выставке эскизы, что дает возможность видеть уникальное прочтение классического произведения и безграничную фантазию каждого художника.
На выставке представлены многие известные художники: Юнович С.М., Поваго Н.Ю., Золотарев Н.Н., Севастьянов И.В., Лушин А.Ф., Щеглов М.С., Азизян Л.С., Ситников Н.В., Иванов И.А., Бруни Т.И., Стенберг Э.Г., Старженецкая Т.Г. и Старженецкая И.А. Выбор стилистического решения, выбор материала подсказывает само произведение, восприятие его художником. Так, эскизы М. С. Щеглова к сказке "Снегурочка" созданы в народной стилистике и поражают буйством красок, среди которых преобладает красный. Работы С.М.Юновича к "Спящей красавице" отличает нежная женственная розово-лиловая гамма, мягкость линий и размытость контуров. Эскизам И.А.Иванова к "Евгению Онегину" свойственна подчеркнутая строгость, классичность, пространство каждого листа обрамляют изображения мраморных колонн. О творчестве некоторых художников стоит рассказать подробнее.
Тамара Георгиевна Старженецкая – трудно представить себе историю отечественной сценографии без этого имени. Вся творческая жизнь ее связана с театром. В выборе профессии театрального художника, очевидно, сказалась домашняя атмосфера. Ее мать и бабушка были балеринами. Старженецкая - во многом художник-импровизатор. К каждой новой театральной постановке она приступала без готовых схем, погружаясь в произведение интуитивно. Каждая тема диктовала особое стилистическое решение, подсказывала все, вплоть до выбора материала – масло, темпера, акварель. Художница всецело полагается на свои представления, воображение, фантазию. С именем Чайковского в судьбе Старженецкой связано многое. Одно перечисление произведений, над которыми в разные годы работала художница, дает представление о глубине этой привязанности: балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама". Эскизы, представленные на выставке - яркие, красочные, написанные размашистыми, уверенными мазками – неизменно притягивают взгляд. Дочь Тамары Георгиевны – Ирина - в детстве занималась балетом, затем вместе с матерью стала выполнять эскизы к спектаклям. Ее эскизы "Щелкунчика", представленные на выставке, - тонкие шпили средневековых зданий на фоне высокого ночного неба, серебряная рождественская ель, миниатюрные фигурки в ярких фантастических костюмах – оставляют впечатление сказочности, нереальности происходящего.
Энар Георгиевич Стенберг – художник, полвека отдавший работе в театре. Он оформил более трехсот спектаклей в столицах и провинциальных городах, в родной стране и за рубежом. Ему подвластны разные жанры, но настоящих успехов Стенберг достиг в работе над драматическими и балетными спектаклями. Именно здесь раскрылся присущий ему особый тип сценического мышления, в основе которого способность почувствовать и тонко передать "нерв", атмосферу произведения. Энар Георгиевич происходит из семьи потомственных декораторов. Первую большую работу он выполнил в 1962 году. Стенберга считают новатором в театре, но его новаторство базируется на высоком профессионализме и глубоком знании мировой и отечественной художественной культуры. Стенберг любит и умеет слушать музыку. "Я всегда любил музыку и видел ее в образах. Музыка ближе всего к изобразительному искусству. Есть композиторы, которые колоритны, как живописцы", - говорит Энар Георгиевич. К последним он относит и Чайковского. Художник строго относится к цвету. Его палитра изысканна и сдержанна. Она сродни графике, но вместе с тем монументальна. Декорации Стенберга не отвлекают внимание зрителя, а сосредотачивает его на главном. На выставке представлены эскизы Э.Г.Стенберга к "Пиковой даме" и "Спящей красавице". Экспозицию дополняет коллекция костюмов. Среди них наибольшее внимание привлекает женский костюм к балету "Лебединое озеро". Это белоснежная шелковая балетная пачка, украшенная серебристой аппликацией, имитирующей лебединые перья. Костюм был создан в 1950-е годы в мастерской Большого театра. Но не столько мастерство костюмеров обращает на него внимание, сколько имя обладательницы – Майя Плисецкая. Пару наряду Одетты составляют пуанты, также принадлежащие великой балерине. Именно театральные костюмы – красочные, пышные, расшитые пайетками, бисером, стразами – вызвали особый интерес у первых посетителей выставки – младших школьников. "Я бы и сегодня носила такие платья, они как у принцесс",- было единодушное мнение девочек.
Яркие красочные эскизы, блестящие костюмы, - все это воссоздает на выставке праздничную сказочную атмосферу театра.
Отзывы
Смотрите также:
-
FAN на открытии «грёз кларета»
-
FAN на выставке «Орден железной стрелы»
-
FAN познаёт «Сотворение»
-
Как прокатиться на Супер тачках
-
FAN идёт за приданым
-
FAN в Малой Третьяковке на Волге
-
«Мироощущение» FANa
-
FAN созерцает: на выставке «Декоративный реализм»
-
FAN в гостях у мартышки, енотов и попугая
-
FAN: в гостях у древних удмуртов
-
Искусство молодых
-
FAN и акварель
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту