Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Аквариум - Лошадь Белая
Афиша Ижевска — Аквариум - Лошадь Белая

Аквариум - Лошадь Белая

«Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть» - Словарь символов.

Двадцать шестой «естественный» альбом Аквариум является очередной вехой в истории легендарной рок-группы. Цикл, начавшийся после «русско-буддийского» периода 90-ых и таких непродолжительных проектов, как: «Лилит Блюз Бэнд» и «Новый Электрический Пёс», подошёл к своему логическому концу и перерождается в нечто абсолютно новое.

Перемены видны не только в музыке, но и в бессменном лидере - Борисе Гребенщикове. На смену бесшабашному и вечно молодому Бобу пришёл безмятежный мудрец, нашедший свой «Золотой Путь» среди звёзд, единственно верную тропку в гору, к Богу. Секрет Борис Борисыча достаточно прост: а) быть свободным (не привязываться понапрасну к вещам); б) смотреть на всё глазами ребенка, который умеет радоваться каждой мелочи, который не разучился любить. Только-то и всего! Именно это он проповедовал 36 лет и «Лошадь белая» не стала исключением. Временами думаешь: «А всё ещё ли с нами БГ? Не снесла ли ему крышу (нет, не кислота) эта, приписываемая людьми, духовность?» Того и ждёшь, что сейчас сядет в лотос и воспарит над грешной землёй… Но нет, добродушная улыбка, лукавый взгляд из-под очков, борода, достойная старика Хоттабыча, и светоотражающая лысина - все отличительные признаки БГ на месте, значит он ещё с нами и продолжает творить.

А что же собой представляют те 12 песен, которыми осчастливил Аквариум своих поклонников на этот раз? Здесь нет единой концепции, как в «Русском альбоме», нет экспериментов с музыкой и текстом, как в «Беспечном русском бродяге», но назвать альбом плохим или проходным язык не поворачивается. Этот альбом теплый, домашний и пахнет полевыми цветами. И хотя основной состав группы пополнился одиннадцатью музыкантами со всего света, последователями учения Шри Чинмоя, услышать звучание экзотических инструментов (bodhran, padudla, fiddle, shaker и др.) можно только во время их сольных партий. В остальном — это всё тот же «Аквариум», который при желании можно сыграть под гитару с друзьями.

Песни «Лошадь Белая», «Анютины Глазки и Божьи Коровки» и «Неизъяснимо», расположенные соответственно в начале, середине и конце, составляют костяк альбома, отличаются спокойными гитарой и вокалом БГ и такими же умиротворенными, лёгкими аранжировками. Единственное разочарование альбома - песня «Дуй». Иметь такую мощь в лице 18-ти музыкантов и сотворить столь невнятную аранжировку с робкими претензиями на арт-рок для действительно сильной песни, на мой взгляд, — преступление. Тем более, что на концертах этот гимн всех, кто мешает водку гвоздем, звучит очень живо благодаря гитаре Игоря Тимофеева, одного из выдающихся молодых джазменов России. Вернувшиеся в лоно Аквариума барабанщик Альберт Потапкин («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Ночные Снайперы») и басист Александр Титов (в «Аквариуме» с 1983 года) усилили звучание группы, что пригодилось в мощных по звучанию и содержанию треках «Еще один раз» и «Господу видней». И без того мрачную «Ещё один раз» наполняет особой, беспросветной тоской дудук Дживана Гаспаряна, который уже записывал с БГ схожий по духу «Северный цвет». «Господу видней» кому-то может показаться слепым фанатизмом, но это всего лишь порицание гордыни. Ведь сколько ни строй Вавилонскую Башню, а на Бога всё равно свысока не посмотришь. После красивейшего «Сокола» идут более легкие композиции, для разгрузки: это и заразительное гребенщиковское «…ты можешь аплодировать одной рукой, вот так: хоп-хоп-хоп…» в «Аригато», после которого действительно хочется похлопать в ладоши (а как хороша здесь флейта Финнигана), и спокойный блюз «Акуна Матата», воспевающий здоровый пофигизм, и переработанная «Теорема Шара», которая теперь называется «Слово Паисия Пчельника» и повествует о несуществующем святом, чьё слово призывает восстановить в правах женщину, и ностальгия по советской эпохе в ритме босса-новы («Девушка с веслом»), это, наконец, и разудалое многоголосье в будущем всенародном хите «Что нам делать с пьяным матросом?». Так как последняя песня альбома называется «Неизъяснимо», то и писать о ней не будем, лучше сами послушайте.

И все-таки у слушателя, наверняка, остался вопрос, а почему же Борис Горебенщиков выбрал для этого альбома такое загадочное название? На этот вопрос может ответить только сам музыкант, ему и дадим слово: «Конечно, вы можете спросить меня - почему Лошадь? Почему Белая? И, конечно, я могу отослать вас к кельтским легендам, расцветить все это философией и мифологией, добавить историй из собственного быта - и все останутся довольны… Да вот только зачем? Мудрец сказал: «Когда в нас рождается сочинитель, мы покидаем Путь. А когда у сочинителя рождается первая фраза, все дьяволы и мары ликуют в аду. В словах, которыми хотят обессмертить истину - ее могила.» Когда видел сияние Пути и знаешь - какова свобода, поплетешься ли назад в тюрьму слов?» 

Автор: Кирилл Дмитриев

Дата проведения: 9 февраля 2005

Дата публикации: 5 февраля 2009, четверг

Отзывы