Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Кино » «Не время умирать» — рецензия от FANlife
Афиша Ижевска — «Не время умирать» — рецензия от FANlife

«Не время умирать» — рецензия от FANlife

Смотря сквозь 60-летнюю бондовскую франшизу, горько признавать, что Бонд устарел. Устарел так же, как ценности, с которыми герой был создан.

Может, мир и не изменился, но его герои меняются. Меняются ролевые модели и мотивации поколения. И Бонд меняется тоже. В погоне не только за злодеями, но и за временем, Бонд как бы пытается догнать настоящее. Запрыгнуть в него, закрыть дверь и править как в старые добрые. Но что такое эти «старые добрые»? Даже современный Бонд не может дать ответ? и потому уже не понятно — то ли Бонд смотрит на нас с экрана с тяжёлой меланхоличностью в глазах убийцы, то ли мы выискиваем в его глазах усталую грусть, убивая его финальными титрами.

Не многим франшизам так повезло. После того, как бонд Пирса Броснана порвал свою лицензию на убийство, в костюм влез молодой импозантный Дэниел Крейг. Он изменил Бонда, как того требовало время. «Казино рояль», перезапустив франшизу, повесил на Бонда тяжёлое бремя  — чувствовать и рефлексировать свои действия, убрав лёгкую ухмылку оригинальных Бондов. Конечно, Шона Коннери этот Бонд в иерархии не подвинул, потому что Коннери это не просто легенда — это артефакт. Тот самый Бонд, о котором невозможно говорить без лёгкого упоения: сошедший со страниц книги брутальный самец на службе Её Величества, получающий кайф от насилия, объективации и жизни секретного агента.

Порождённый Холодной войной, Бонд должен был стать притчей во языцех. И стал, передавая свой титул разным актёрам. Сейчас мы наблюдаем, как Крейг почтенно передаёт эстафету, уходя в историю.

Глядя в ретроспективе, можно сказать, что новый образ Бонда пошёл ему на пользу. Осмысляя себя, Бонд пришёл к отрицанию маскулинности, детским травмам, тяжести службы и предательству. Все эти травмы Бонд переживает особенно ярко под руководством маститого режиссёра кино и театра Сэма Мэндеса.

«Скайфолл» стал свежим дыханием и деконструкцией бондовских троп, а «Спектр» — лёгким возвратом к истокам, которые смотрелись не совсем уместно в современных реалиях. Но всё же в этой франшизе Бонд смог сделать главное: отказаться от убийства, что, в общем-то, противоречило его назначению. И, казалось бы, здесь, Бонд, уезжающий в закат на Астон Мартин, мог поставить точку. Крейг признавался, что скорее вскроет себе вены, чем вернётся к Бондиане. Но «Не время умирать», сказали продюсеры и выделили 250 миллионов долларов на продолжение на 25 фильм в франшизе.


«Не время умирать» стал своего рода мантрой для кинопроката. То ли судьба иронично распорядилась Бондом, то ли это просто совпадение, но «не время выходить в прокат» Бонд слышал больше трёх раз, увеличивая траты на маркетинг и подогревая ожидания зрителей. В данный момент он воскрешает прокат Великобритании, но удастся ли ему окупить бюджет — большой вопрос.

Бонд — это грандиозная кинопремьера, и уже только поэтому на него стоит идти в кино. И говорить, что Бонд вышел слегка невовремя, было бы лукавством. К сожалению, фильм, как и Бонд, устарел. Эта тема не раз поднималась в Бондиане, но теперь это действительно видно. В эпоху супергероики, Бонд раскрылся зрителю как человек, поэтому каждое его падение и вид постаревшего Крейга, уже актёра категории А, вызывает фантомные боли. Видно, как тяжело создателям каждый раз переплюнуть себя, и многие возмутятся, но я рискну сказать, что Кэри Фукунага как режиссёр бондианы выступил достойно. Он сумел сохранить в себе ту бондовскую артефактность, которую заложили в него создатели, перезапуская франшизу в середине нулевых. И именно это стало каким-то похоронным моментом для многих.

Признаю, новый Бонд может утомить. Продолжительность больше двух с половиной часов не может оставить в восторге зрителя, для которого Бонд не является частью культурного кода. Но в защиту можно сказать, что он смотрится довольно внятно, не растекается в побочных квестах и спокойно идёт по фабуле. Для фильма, который снимался почти без законченного сценария, это вполне похвально. Он не смотрится как полноценный фильм, продолжая большую сюжетную ветку про мир британского шпиона, наполненную родственными связями и пересекающимися совпадениями.

Чувствуется, что создатели хотели поставить красивую точку в приключениях Дениэла Крейга, выпустив на экран почти весь свой арсенал из оставшихся ветеранов франшизы. У Бонда есть свой шарм. Свой стиль. Свои традиции. Но для современного зрителя этого не достаточно, чтобы сидеть и терпеть сантименты в сторону Бонда как стереотипа, коим в этом фильме и выступает Крейг.

Вокруг сложной предыстории всё так же выстроена простота действий и мотивации — всё то, что делало Бонда Бондом ещё до того, как современные зрители ходили под стол. Этика Бонда довольно прямолинейна и строится на базовых понятиях Добра, Долга и Свободы. Ответили ли на заданные вопросы создатели, неизвестно, но есть ли смысл в продолжении Бонда после Крейга? Тайна, которую Бонд, возможно, не разгадает.

Крейг — не просто Бонд, он — замечательный драматический актёр, который умудряется в статике своего персонажа раскрыть истинные переживания агента 007. Начиная с первого фильма, Крейг каждый раз умудрялся привносить в Бонда нотки психологизма и измотанности от исполнения одной и той же роли. Бонд хоть и убийца, но и актёр, который умело прячет эмоции и шрамы, оставаясь у всех на виду. Бонд Крейга не привык к свету прожекторов, которые на него наставляют злодеи, затягивая очередной монолог и предаваясь старой традиции. Он желает раздвинуть рамки, но постоянно возвращается к точке отсчёта, в которой мантра «Не время умирать» звучит как проклятие. И коммандер Бонд в исполнении коммандера Крейга всё время в погоне.

Непонятно, за чем или за кем бежит Бонд: то ли он гонится за трендами, то ли за самим собой, становясь своей же пародией. А может, за консерватизмом, который держит на плаву британские мечты о колониализме и значимости. В новой части Бонд безуспешно преследует остатки своей маскулинности и эхо холодной войны. И сколько бы раз ему не повторяли, что мир изменился, Бонд так и останется аналоговой версией, место которой в музее, какими сейчас и стали кинотеатры.

Бонд вновь пытается уловить страхи нового времени, гибридный виток холодной войны и сюжет с ядами, которые сменили ядерные боеголовки, должны стать рефлексией на происходящие бесконтрольные отравления. Но для этого Бонд слишком расфокусирован, потому что боится называть какую-то конкретику.

Бонд стар, потому что стал мифом. Отсылается к мифам и мифами же погоняет, называя яд «Гераклом». Но какое дело мифу до сегодняшнего дня? Так и будет Бонд бродить по экрану, смотря на молодую поросль, которая снимает шляпу перед стариком, чтобы потешить его не значащими цифрами, которые стали назывными.

Отдать дань мифу на минорной ноте Крейгу помогают выдающиеся актёры — начиная от оскароносного Рами Малека в роли террориста Люцифера Сафина до оскароносного Кристофа Вальца, вернувшегося к роли иконического Эрнеста Блоффельда, главы организации СПЕКТР. Не стоит забывать про прекрасную британскую разведку, а именно: М — Рейф Файнс, Кью — Бен Уишоу и мисс Манипенни — Наоми Харрис. Все они даже небольшими появлениями делают кинокартину более значимой и внушительной.

Отдельную роль стоит отделить девушкам Бонда. Крейг пригласил в картину сценаристку Фиби Уоллер Бридж, которая сделала женских персонажей не такими плоскими, как стандартных девушек Бонда. Не могу сказать, что персонажи Леи Сейду, Лашаны Линч и Анны Де Армас совершают какой-то прорыв и меняют представление о женщинах в мифах о Бонде, но они позволяют взглянуть на канон по-новому, и в этом есть здравое зерно.

Но это всё ещё робкие шаги вперёд перед вызовами времени. Создатели делают всё, чтобы этот Бонд был подарком для поклонников франшизы, пусть даже не построчно выполняя всё из чек-листа бондианы. Прекрасная операторская работа Линуса Сандгрена, упоительная в своей теплоте и пустоте, помогает передавать трагедию и безысходность бондовской драматургии. А песня Билли Айлиш, представленная за полтора года до релиза ленты, всё ещё ощущается как правильная дань франшизе с умопомрачительными титрами.

Вишенкой вновь выступает махина Ханса Циммера, который добавляет минорные нотки оригинальной композиции в саундтрек, завершая бондовскую карьеру. Вся лента изобилует референсами, но не переосмысляет их, что в наше время,хоть и неплохо, но чересчур сентиментально. Хотя, может, это самая правильная точка для Бонда, которая способна вызвать скупую слезу вслед уходящему Бонду, который по велению продюсеров будет бегать за временем, задыхаться в его пучинах и разбиваться о собственный миф, который остался в прошлом веке.

«Не время умирать» — правильный Бонд, пусть и не идеальный. Долгий и сентиментальный. Все переосмысления сводятся к красивой точке, где Бонд держится за зрителя, а зритель за Бонда, давая ему лицензию на разбитое сердце. Упоительно красивый и укомплектованный шикарными актёрами, Бонд — герой ушедшей эпохи, перед которым можно снять шляпу в кино, сохранив его миф до нового осмысления, которое в силу времени может стать неподъёмно.

Автор: Дмитрий Карасев

Дата публикации: 12 октября, вторник

Отзывы