Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Кино » «Дюна» — рецензия от FANlife
Афиша Ижевска — «Дюна» — рецензия от FANlife

«Дюна» — рецензия от FANlife

Звучит довольно абсурдно, но мне нечего сказать про «Дюну» Дени Вильнева. То ли я не хочу о ней говорить и сохранить в себе то потрясающее кинематографическое ощущение, которое испытал в зале кинотеатра, то ли чистая кинематография «Дюны» оставила меня обезоруженным.

И вот, готовый упасть на колени, я заклинаю всех смотреть «Дюну» на самом большом экране из возможных.

Премьера «Дюны» долго отодвигалась, и сложно поверить, что она всё-таки вышла. В России она прошла на месяц раньше планируемого: мешала пандемия, война с онлайн-кинотеатрами... И вот Дени Вильнев показал «Дюну» вне конкурса Венецианского кинофестиваля. Где как не там должна проходить премьера такого кино-события.

Сложно представить, как долго «Дюна» Фрэнка Герберта шла к своему идеальному воплощению на экране. Кто-то может спорить, что современный вариант идеален (и имеет на это право). Чему-то суждено было не сбыться, что-то не хотят вспоминать создатели, но это исключительный случай, когда хочется раздать по награде каждому, кто прикладывал руку к этому фильму.

«Дюна» кажется логичной развязкой пути Вильнева. Холодный и сдержанный кинематографист год за годом подходил к чему-то холодному, но не лишённому эмоций. И продолжение «Бегущего по лезвию» доказало, что Вильнев не просто готов снимать Дюну — он закалён настолько, что может поднять любой материал. Просто на это нужно очень много сил и времени, как со стороны режиссёра, так и со стороны зрителя.

Дюна идёт два с половиной часа. И предвидя острые комментарии, хочется сказать сразу, «Дюна» – не блокбастер, и для кого-то эти два с половиной часа станут разновидностью пытки. Однако не спешите отворачивать взгляд: наградой за терпение станет «кинематография» в самых высоких смыслах этого слова.

Вильнев создал мир. Это тот редкий случай, когда кино завладевает зрителем больше, чем тот рассчитывает. В нём есть своя монументальность, которая всегда будет поддаваться сравнению со столпами современных жанров фантастики и фэнтези. Эти сравнения, конечно, имеют место быть. Но «Дюну» хочется вынести за скобки именно за то, что Вильнев делает из кино.

Удивительно, но даже в близких планах чувствуется масштаб проработки кадра. Сценография фильма великолепна. Вильнев не просто даёт прочувствовать этот фильм, он даёт зрителю самому ощутить песок на пальцах и туман на глазах. В «Дюне» величественно всё. Почти в каждой сцене хочется ткнуть соседа, который доедает горсть попкорна, и сказать: «Вот это — большое кино!» и дальше смотреть на фильм с открытой челюстью.

Вильнев аккуратно вводит зрителя в мир — не бросая в омут с головой. Он не просто даёт насладиться природой, он в каком-то смысле делает зрителя своим, отвергая чужих, сидящих рядом. В этой простой истории, точнее, только в её начале Вильнев держится так, словно он и есть «избранный», и нам остаётся только поклониться.

Предвидя претензии по поводу абсолютной пустоты фильма (по сути он заканчивается на начале первого акта), хочется просто закрыть глаза на эти условности. Да, Вильнева можно обвинить в превосходстве формы над содержанием. Но это чистое кино! Вильнев создал свой кино-эквивалент специи, которая долгими медитативными планами Грега Фрейзера и пленительной музыкой Ханса Циммера гипнотизирует и восхищает.

На самом деле Вильнев заполнил кадр не только пустыней и пародией на политическую интригу: каждый кадр этого фильма дышит крупной историей. Начиная с материальной феодальной культуры дома Атрейдесов, заканчивая высокотехнологичными летающими стрекозами. Работа с костюмами, локациями, спецэффектами не даёт задуматься о том, как это сделано и зачем. Просто веришь.

Вильнев болеет фильмом. Режиссёр создаёт культ внутри картины, которому очень сложно не подчиниться. К сожалению, трудно ответить на вопрос, почему Дюна совершенна как кино. Ведь кино, само по себе не является совершенным искусством, поэтому кто-то может уйти разочарованным. Но Вильнев сделал всё, чтобы «Дюна» стала именно вашим кино-событием.

Этот фильм не является каким-то сложным высказыванием. Политические игры императора Шадама и домов Атрейдесов и Харконенов — вещи довольно понятные. А история избранного для кинематографа давно не является чем-то особенным. Вообще, история Дюны как история взросления — довольно прямолинейна. Но её сакрализация на экране очевидна. Здесь всё дышит оправданным пафосом и культом. Просто Вильнев вложил в это талант. Это то чудо, которое оживляет кинематограф, и то, почему культуру не разберёшь как механизм. Потому что сдирая слой за слоем куски шедевра, можно потерять ту магию, которую он даёт.

Понимая, что политическими играми и средневековыми представлениями культуры сложно завлечь массового зрителя, фильм обладает плеядой потрясающих звёзд. Молодой восходящий актёр Тимоти Шаламе показывает весь свой внутренний потенциал. Маститый Оскар Айзек в роли герцога Лето рвёт экран. Ребекка Фергюсон — леди Джессика — делает фильм более величественным.

Харизмой плещут Джош Бролин, Джейсон Момоа и Хавьер Бардем. И отдельных аплодисментов удостаиваются Стеллан Скарсгард в роли барона и Шарлотта Рэмплинг в роли матери ордена Бене Гессерит. Они не только помогают раскрывать богатый мир Дюны, они стараются для своей роли в этом кинематографическом моменте, выкладываются так, будто помнить их будут только по этим ролям.

Фильму есть что предложить зрителю, но он не будет развлекать его. Этот фильм — атмосфера. Он готов его завлечь, украсть и расположить к себе, чтобы выходя из зала зритель кусал локти в ожидании второй части. О таком, возможно, мы будем рассказывать нашим потомкам. Потому что выходя из зала, его хочется увидеть снова после того, как поднимешь челюсть. Почувствовать и захватить момент, когда Вильнев пленил наш разум, увлекая его меланжем в пески, с крюками как наездник на Шай-хулуде. Вильнев как бы говорит, что это только начало. Но хватит ли у него сил и этой магии, чтобы одолеть «Дюну» целиком?

Дюна — кинематографическое событие. Его хочется сохранить, продлить и пережить: в нём потрясающая операторская работа, выдающаяся музыка Ханса Циммера.

Фильм переосмысляет ту культуру, которую оригинальная книга вложила в культовые вещи фантастики. Это веха, которую стоит увидеть самому. Увидеть этих актёров. Увидеть то, как Вильнев в очередной раз сконцентрировал свой холодный кинематографический взгляд и одолел пустынную планету Арракис.

Автор: Дмитрий Карасев

Дата публикации: 23 сентября, четверг

Отзывы