«Петровы в гриппе» — рецензия от FANlife
Нам повезло жить в одно время с выдающимся режиссёром Кириллом Серебренниковым. Яркость его творческой фигуры озаряет культурные склоки, а масштаб фигуры даёт представление о её исторической значимости.
Серебренников как крупное явление нулевых невероятно честный и откровенный голос современной России, он бесстрашно исследует её культуру и сражается с трудностями. Под адаптацию Серебрянникова попала прекрасная книга уральского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». И то ли Серебренникову повезло с автором, то ли автору с Серебренниковым, но из многослойного большого романа, вышла большая и многослойная вольная интерпретация.
Затрагивая личность Серебренникова, нельзя обойти позорное дело «Седьмой студии» и не выразить глубокое уважение автору, который не сдался под натиском преследования и продолжил заниматься творчеством. «Петровы в гриппе» — это очень герметичное кино, при, казалось бы, весьма российском размахе. Здесь Серебренников заложил всё, что скопилось за годы домашнего ареста. Как Петров варился в гриппозном состоянии, так и Серебренников варился в творческом котле своей квартиры. И исходя из этого, можно сказать, что Серебренников и есть Петров, но при этом Петров это Я, Петров это Ты, Петров это каждый нас в той или иной степени. И в этом главный дух романа — в его маленьком магическом реализме. Видно, в первую очередь, бережное отношение к первоисточнику, который служит прекрасным комплектом к самому фильму. Их действие в комплексе уникально. Возможно, такое сочетание — это и есть новое слово в экранизации русской классики.
Нет ничего более приятного русскому человеку, чем хтонь. Он в ней живёт, в ней, обволакивающей и привычно убаюкивающей, проводит свою жизнь, как в состоянии измененного сознания. И манит хтонь, и терзает изнутри, выворачивая кости и вмешиваясь в кровь. Она неприятна, но есть в каждом из нас. Принимая её, через чудо, через его реинкарнацию в нашем восприятии, мы вступаем в родство с ней, смиряемся с естественной природой нашего божественного и проводим жизнь в гриппозном состоянии.
Снимая фильм, Серебренников вряд ли мог подумать, что картина окажется пророческой, в том или ином смысле. Снимая историю о больном обществе, историю семьи Петровых и её рефлексии, никто и не мог подумать, что ковид заставит взглянуть на этот фильм по-другому. Состояние Петрова всем нам очень близко особенно сейчас. И просмотр фильма можно принять как своего рода терапию, переболеть и подвести какие-то итоги фильм предлагает, соответственно — по-новогоднему. Фильм часто бьёт зрителя по голове неприятным осознанием сквозь призму чёрной комедии, от которой может подступить ком к горлу. Для новогоднего фильма это самая лучшая мысль, отрезвляющая и заставляющая искать круги под глазами, оставленные временем.
Несмотря на всю внутреннюю литературоцентричность, авторскую позицию, приговор и болезненное его переживание, кино сделано какими-то внутряковыми авторскими тычками. Серебренников явно понимает знаковость, которую можно вложить в этот фильм, и несмотря на плеяду звёзд, он делает столько подмигиваний зрителю, без которых фильм теряет внутри себя душу и ощущение счастья в холодном и мрачном обмороке. Бытовуха, вторичность играет у Серебренникова по новому, он не пытается её переомыслить, а вставляет в контекст, который необходим. Внутри фильма есть реальные поэты, критики, музыканты, которые дают своим появлением мощь бессюжетному полотну.
Серебренников совершил прекрасные находки в плане актёрского состава. Семён Серзин — режиссёр проскальзывающего моментами «Человека из Подольска» — исполнил роль Петрова, который подчёркивает авторство своей жизни. Чулпан Хаматова — гениальная находка в роли жестокой зеленеющей библиотекарши Петровой с кухонным ножом. Омоложенный и состаренный Юрий Колокольников в роли духа покровителя Артюхова. К ним в комплекте идёт мать Петрова — Шмыкова, обаятельный советский Юра Борисов.
Отдельно можно восхититься самоубийцей-писателем Иваном Дорном, который поразительно похож на Юрия Богатырёва. Особенно интересны шесть эпизодических ролей Тимофея Трибунцева как маленькое украшение сюжета. И отдельного уважения заслуживает роль Снегурочки Юлии Пересильд, которой внутри фильма выделен полноценный чёрно-белый фильм.
Несмотря на приличный хронометраж, «Петровы в гриппе» поразительно внятны с точки зрения сюжетных линий. Тяжёлые кадры постоянно насыщаются какой-то особой визуальной динамикой. Серебренников пытается изобрести новый повествовательный язык, к которому он долго шёл и будет идти дальше, который купается в своей метамодерности.
Соединяя какие-то советские традиции с мировыми, Серебренников предельно честно пытается режиссировать литературу как тяжелейшую театральную постановку. Это не фокус, где склейки пытаются быть незаметными, это тщательно выверенные попытки честности со зрителем. Попытка сложить фильм в живой организм, который существует отдельно от съёмок. Оператор Владислав Опельянц — виртуоз, его камера не пытается жить, но пытается сложить внутри себя лабиринт, в который Серебренников прячет большой кукиш для себя и для зрителя. Каждый момент статики камеры дополняется динамикой второй плана.
Серебенникову прекрасно даётся симбиоз. Он как вирус паразитирует в фильме, травит его различной музыкой, аккордеонными проигрышами. Он размывает пространство и время, пытаясь достать корень, но не давая на экране ничего, что можно принять за простую систему. Задача усложнить, конечно, сыграет с ним злую шутку для «защитников русской культуры». Где-то Серебренников не брезгует эпатажем. Но такой честной и открытый разговор, рассчитанный для российской аудитории, тяжело найти.
Претендуя на какую-то народность, Серебренников, конечно, ошибается, ведь фильм — для особых ценителей, которых не смущает «чернуха», происходящая на экране, предельно горькая, даже в условиях магии обморока и макабрически-обыденных мотивов. Цель комедии фильм выполняет: диалоги, позаимствованные у Сальникова, очень едкие и бьют в точку. Но то хтоническое, что фильм пытается осознать, его в итоге и поглощает, высвобождая на свободу толпы несогласных со своим отражением в зеркале.
«Петровы в гриппе» — мощное авторское кино, направленное на российского зрителя, имеющее в себе потенциал новогоднего фильма. Кино литературоцентрично и многослойно. Рефлексия Серебренникова о России очень честна: он отпускает ироничные колкости, окутывает в морок и отрезвляет, вселяя надежду.
Тонкий по вкусу, тяжёлый по исполнению. Большая плеяда российских звёзд наполняет душой виртуозную картинку Опельянца, исхитряющегося поражать зрителя. Сложный и болезненный разговор о России, как один из самых близких по духу случаев экранизации будущей русской классики.
Автор: Дмитрий Карасев
Дата публикации: 15 сентября 2021, среда
Отзывы
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту