Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Кино » «Легенда о Зелёном рыцаре» — рецензия от FANlife
Афиша Ижевска — «Легенда о Зелёном рыцаре» — рецензия от FANlife

«Легенда о Зелёном рыцаре» — рецензия от FANlife

Мифы артурианского цикла подпитывают кинематограф. Легенды становились культовыми комедиями вроде «Монти Пайтон и священный грааль», мультипликационными приключениями вроде «Меча в камне», ну, и крупными блокбастерами, как «Меч короля Артура» Гая Ричи.

Конечно, мифы о Короле Артуре плотно засели в подкорке мировой культуры. Их отголоски можно найти в абсолютно разных кинокартинах: от «Гарри Поттера» до «Миньонов», — и все они в какой-то степени уловили суть легенд, благодаря которым мы знаем об Экскалибуре и Круглом столе.

Дело в воспитательном характере легенд, который превращает их в некие истории взросления. Само понятие «рыцарства» подразумевает постоянное взросление или превозмогание над собой.

«Легенда о Зелёном рыцаре» — один из тех немногих фильмов, о которых бесполезно читать — лучше увидеть. Фильм продолжает благородную кинематографическую традицию высокого эпика. «Зелёный рыцарь» призван поразить, но не восхитить размахом. Бюджет у кино довольно скромный: 15 млн. долларов. Стоит понимать, что это эпический фильм внутреннего масштаба

Грузный и тяжеловесный, он переосмысляет современное понятие эпика и пытается в своем ключе переосмыслить оригинал легенды. Отчасти полностью сохраняя сюжет, но оставаясь «по мотивам» оригинального произведения.

Выхватывая нити своего представления о легендарности и средневековье, фильм очень хочет поговорить на современные темы — темы маскулинности и мужества, темы современного понятия рыцарства и его актуальности. Может ли быть рыцарство безрассудством, почему эта игра в благородство нуждается в серьёзных человеческих усилиях над собой.

Рассуждая о судьбе и предрешении, фильм отправляет сэра Гавейна — племянника короля Артура и сына феи Морганы — в магический трип в поисках какого-то утраченного ныне понятия чести. И, конечно, этот путь герою предстоит трактовать как взросление. Он сталкивается с человеческими низменными качествами, обретает ношу, познаёт мир, сталкивается с искушениями, которые грамотно оформлены как визуально, так и аудиально.

Режиссёр Дэвид Лоури очень комфортно чувствует себя в кресле сценариста, режиссёра и монтажёра. Опьянённый, в каждом кадре он пытается отстоять себя, усложняя и намекая на авторство экранизации легенды без автора. Вспоминая его прошлые работы, а именно хоррор «История призрака», можно отметить, как ловко встраиваются приёмы «слоу-бернера» в эпические мотивы.

Лоури задумывает фильм не столько как философию и мысли, сколько ощущения и проникновения. Ловкая операторская работа Эндрю Дроз Палермо сохраняет болезненную ясность в туманном сюрреалистическом пространстве фильма. Перекликаются мотивы необъятных просторов и страшных клаустрофобных катакомб.

Режиссёр делает многое, чтобы сблизить нас с персонажем, дать самим стать частью пространства, незримым спутником сомневающегося в своей храбрости сэра Гавейна в блистательном исполнении Дева Пателя. Он особо украшает собой кадр в загнивающей цветовой гамме, имеющей свой определённый шарм. Режиссёр использует Пателя не просто как актёра, но как выхолощенный элемент символизма, коих в фильме достаточное количество: от лиса искусителя до синих девственных одеяний хозяйки замка в исполнении Алисии Викандер.

Здесь она играет две роли. Конечно, это сделано для определённой условности, потому что все средневековье здесь довольно театрально и поделено на главы. Как и пари с Зелёным рыцарем это — фильм-игра, где индиец играет самого молодого рыцаря Круглого стола, а Шон Харрис играет короля Артура, являясь абсолютным антиподом его представления, старым и доживающим.

Режиссёр не даёт никаких объяснений, для чего он придумывает эти отступления, для чего происходит на экране этот дурманящий сон. Вполне можно допустить, что пришедшие увидеть экшен уйдут разочарованными, так и не поняв, зачем человек идёт навстречу своей погибели. Удивительно, но в эту легенду хочется верить, потому что персонаж наделён сомнениями и чувствами, которые можно пережить вместе с ним. И встретить прекрасный, ошеломляющий конец, сносящий голову с плеч.

Отдельно хотелось бы выделить потрясающий саундтрек Дэниэла Харта, который тщательно втягивает зрителя в экран. Причудливые средневековые пародии, ввергающие в бездну рыцарства и безрассудства наедине с природой и её испытаниями. Он позволяет почувствовать фильм кончиками пальцев. Он пытается быть вызывающим, как и весь фильм. Излишне вычурная визуальная составляющая, смакующая происходящее, прекрасно дополняется этим доходящим до гротеска саундтреком.

«Легенда о Зелёном рыцаре» — это гипнотическая деконструкция легенды как жанра с элементами хоррора, продолжающая традиции чистокровного эпика с прекрасными актёрами и выдающимся перфомансом Дэва Пателя. Чистая игра в Средневековье с условностями и упоением сюрреалистичным наслаждением.

Автор: Дмитрий Карасев

Дата публикации: 1 сентября 2021, среда

Отзывы