Дурная семья приглашает подумать
Второй день Финского фестиваля, проводимого Ижевским киноклубом, подарил зрителям возможность познакомиться со свежим творением режиссёра и сценариста Алекси Салменперя. В основу фильма легло такое травмирующее явление нашей действительности, как развод. Но если в «Доме, где растёт любовь» мы были свидетелями неожиданных совпадений и хорошего чувства юмора, то «Дурная семья» в гробовом молчании открывала двери для вдумчивых и терпеливых гостей.
По словам Андрея Смирнова, «Дурная семья» — это классическое финское кино, неспешное и глубокомысленное. Здесь нет экшн-сцен, дорогих спецэффектов... даже недорогих спецэффектов, и тех нет. На заднем плане не звучит «характерная музыка, идеально подчёркивающая сюжет и погружающая читателя в атмосферу происходящего». Максимум, на что здесь можно рассчитывать, так это мелодичное позвякивание колокольчика, который будто смеётся, призывая нас быть начеку. Музыка здесь не нужна. И без неё при просмотре ощущается такой накал страстей, что неосторожный зритель рискует получить ожог третьей степени. А обилие статичных кадров и медленные наезды камерой тем временем повышают философический градус фильма.
Страсти тут — особого рода. Никаких битых тарелок и прыжков из окон с энного этажа. В первые минуты фильма семья Микаэля, отца-одиночки, кажется вполне нормальной. Вот они ведут вечерние разговоры «за жизнь», вот отец учит старшего сына Даниила водить машину. Часовой механизм начинает тикать, когда умирает мать Даниила, и в семью возвращается Тильда. В красном плаще и с ворохом дурных привычек она врывается в жизнь доселе стабильного семейства, обременённого разве что заботой о деде с болезнью Альцгеймера. Тильда, родная сестра Даниила, находит утешение во вновь обретённом брате. Они вместе переживают потерю матери, в то время как остальные родственники только и знают, что говорить про неё всякие гадости. Но колокольчик звенит, и мы вспоминаем о чертях в тихом омуте. В данном случае — о чёрте. Гонимый догадками и предрассудками Микаэль подозревает сексуальную связь между братом и сестрой. Стараясь образумить сына, он переступает все возможные границы.
«Дурная семья» — это печальная камерная драма, которая обращается к самым серьёзным проблемам общества. Начитанный зритель моментально сделает отсылки к «Отцам и детям» Тургенева, «Ромео и Джульетте» Шекспира и многим другим классическим произведениям. Вот только одно дело, когда отцы и дети не понимают друг друга, и совсем другое, когда они становятся врагами. В этот момент терпит крах сама идея финской семьи, где детям предоставляется относительная свобода, которая в воспитательных целях сочетается с ненавязчивым присмотром. Согласитесь, «ненавязчивый присмотр» никогда не сможет стать синонимом для шпионской камеры, направленной на постель в комнате взрослой дочери. Красной нитью через фильм также проходит тема о месте мужчины в современном мире. Микаэль представляет собой некий тип «одержимого отца». Как судья по профессии он стремится, чтобы всё было по закону и на своих местах. Как отец по призванию он не замечает, как пилит сук, на котором сидит, и в результате летит вниз с огромной высоты.
Этот фильм ещё не успел побывать на фестивалях и не получил оценок от известных кинокритиков. В сети его практически невозможно найти, да и пользователи Рунета не очень-то активно проставляют оценки на Кинопоиске. Поэтому, дабы не мучаться гамлетовским вопросом «смотреть или не смотреть?», просто потратьте 95 минут своего времени на этот сложный фильм из категории «на подумать». Если вы, конечно, любите такое кино.
Автор: Светлана Якимова
Место и дата проведения: Дружба, 22 апреля 2011
Дата публикации: 25 апреля 2011, понедельник
Отзывы
Подпишитесь на нашу
фан-рассылку новостей
Никакого спама, только о главном и полезном
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Спасибо!
Последний выпуск новостей уже отправлен вам на почту