Помочь проекту
Стать автором

Андрей Зубрилов

Андрей Зубрилов — арт-директор, дизайнер, один из основателей бренда здоровых продуктов 365 detox и проектной группы «SILA». 

— Расскажи о себе.

— Я ушёл из школы после девятого класса. Уже хотелось получить какую-то профессию. Казалось, что школа — зря потраченное время. Тогда ещё не особо понимал, что буду заниматься дизайном. Я рисовал, ходил в художественную школу №11. Пошёл в колледж при МВЕУ. На втором курсе стал работать дизайнером. Моя первая работа— номерки для МВЕУ. Так, постепенно стал работать на этот университет. Потом занимался графическим дизайном. 

Позже небольшой группой создали студию «SILA», хотели смешивать дизайн и современное искусство. Работали в разных экспериментальных форматах, и со временем я понял, что от дизайна мы уже далеко, а дизайнеру важно быть в среде. Потом каждый начал развивать уже свой проект; я с женой, например, ушёл делать полезные соки, смузи, конфеты с упором на дизайн. Приходилось применять дизайн-мышление в управлении, комплектации команды. Сейчас мы занимаемся этим уже 7 лет.

Был период, когда параллельно я работал в общественной палате России, в теме «Что можно менять своими действиями вокруг». Я работал с проектами про Байкал, про новгородскую деревню, про поддержку семьи и прочими.

А потом в Удмуртии образовался один из первых в России «Центр территориального развития», который занимался благоустройством, графическим дизайном, исследованиями, пиаром, куда перешёл и я. Когда видишь, что ты причастен к проектам, которые меняют жизни людей, это даёт вдохновение на дальнейшее творчество.

— В последнем интервью ты сказал, что дизайнер на своём жизненном пути встречает несколько этапов, пройдя которые находит свою среду. Твой путь таков же, или у каждого дизайнера должен быть свой?

— Я думаю, у каждого свой. Для меня архитектор — элита дизайна. Это те люди, которые непосредственно меняют среду, и их работу нельзя стереть.

— В начале нашего разговора ты упомянул, что в 9 классе не понимал, чем будешь заниматься, но очень хотелось что-то изменить. О чём ты мечтал в детстве, о какой профессии?

— Про дизайн вообще не задумывался. Я, как и все мальчики, мечтал быть космонавтом, пожарным, хоккеистом. В первом классе школы я представлял себя директором завода. Про дизайн вообще ничего.

Мне говорили, что неплохо рисую, и отдали в художественную школу. Рисование у нас автоматически переводят в дизайн. Хотя вот Дмитрий Симанов, ижевский дизайнер, не рисовал, у него нет профессионального образования.

— Родители отдали в художественную школу, то есть, формировали твой профессионализм?

— Направили — точно. Я-то думал, что в спорт пойду, художественная школа — это не круто, особенно в 90-е годы. 

— За что ты ещё благодарен родителям, чему они тебя научили? 

— Думаю, не бояться проявлять креативность. Это важно. Повлияло на меня и то, что дома лежали большие альбомы разных художников. Книги тогда были редкостью, а папа увлекался, собирал их. Я маленький сидел и смотрел сам, никто не заставлял. 

— Сейчас ты наблюдаешь за своими детьми. Чему они тебя учат?

— Всему. В первую очередь, любви, как любить людей — всё остальное исходит от этого. И что надо учиться оставлять прошлое в прошлом.

— Ты предприниматель, у тебя свой бизнес. Много сейчас работаешь?

— Постоянно. Но вот сейчас стараюсь прийти к системности, что никакой работы в выходные не должно быть. Форс-мажоры есть, к сожалению, и их не избежать.

— Какие ещё увлечения у тебя есть?

— По-прежнему занимаюсь футболом — играю, участвую на соревнованиях. И фортепиано.

— Как ты пришёл к музыке?

— Музыка была со мной всё моё детство: я ходил во Дворец пионеров на хор и фортепиано. Даже была своя группа — «Кнопки». А недавно просто захотелось вспомнить, раз в неделю хожу и занимаюсь.

— Ты начал говорить, что в зависимости от сферы деятельности у дизайнеров разный порог удовлетворённости своим результатом. Какими проектами ты гордишься?

— Мне нравится, когда то, к чему я приложил руку, сделало жизнь людей лучше, удобнее. Раньше я даже мечтал сделать какую-нибудь авиакомпанию, крупный телеканал.

— Помимо результата и удовлетворения, что ещё для тебя важно в работе, интересно?

— Творческий процесс и непосредственно творчество. Ничего не было, и появилось — это магия. Я уже говорил где-то, что дизайнеры — это супергерои. Они могут изменять реальность. Ты прикоснулся к чему-то неудобному, некрасивому, и оно стало хорошим, красивым, удобным.

— Как получилось, что ты живёшь в Москве, а команда — в Ижевске? Как вы выстроили взаимоотношения внутри коллектива, процессы. Что позволяет вам эффективно работать и делать проекты быстро, качественно и много?

— Во-первых, спасибо Павлу Дурову. Telegram — лучший инструмент. Во-вторых, очень повезло с людьми. У нас работают ответственные люди, поэтому результат всегда качественный. 

— Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать хороший дизайнер?

— Первое — эмпатия. То есть, надо проникнуться и полюбить то, что ты делаешь, и людей, для которых делаешь. Если брать непосредственно профессиональные навыки — начитанность, насмотренность. Любое дизайн-решение вытекает из интеллекта человека. Третье — достаточно быть хорошим «нормальным человеком». «Все мы — люди, да не все — человеки». Я знаю людей с плохим характером, но они крутые дизайнеры. Любопытство также важно. Невозможно стать дизайнером, если ты нелюбопытный.

— Мне нравится, как преображается Ижевск в последние годы. Куда пойти учиться на дизайнера в нашем городе?

— У графического дизайнера Димы Барбанель есть проект «Мастерская», слоган которого: «Мастерство через ремесло». Лучше не придумаешь. Если на работе тебе дают наставника, ты просто впитываешь его опыт. И для начала надо научиться повторять.

Про учебные заведения ничего сказать не могу, так как не знаю, какая там экспертиза и чему учат. Главное понимать, что ты хочешь и для чего. 

— Можешь рассказать историю про космические топоры Удмуртии? Мало кто об этом знает.

— В Удмуртии делают топоры. Это показали даже в фильме «Салют-7».

Так вот, два наших космонавта приземлились в тайге, а в комплектации космонавтов были топоры, которые на тот момент производились в Удмуртии. И благодаря топорам они себе спасли жизнь. С тех пор каждый экипаж обязательно берёт набор, в котором есть топор.

В этом году решили сделать некоторым такой новогодний подарок, и мы разработали бренд «Космические топоры Удмуртии».

— Человек с большой буквы — это вопрос ценностей. Какие ценности, по твоему мнению, самые важные для человека.

— Как и для дизайнера, самое главное — уметь любить самому и принимать любовь от других. Важно быть неравнодушным к чужим проблемам. Мне кажется, любовь — главный ключик, который всё открывает. 

— Чтобы лучше узнать человека, ты иногда используешь нумерологию. Когда ты этим увлёкся и что это даёт?

— Я не то чтобы увлёкся, просто иногда проверяю свои догадки. Я не часто этим занимаюсь, так что не стоит так серьёзно относиться. Это просто способ развлечения. 

— Есть ли нереализованные проекты, которые ты хочешь воплотить?

— Здесь у нас, к сожалению, есть много нереализованных проектов. Один из них — дизайн-система органов власти Удмуртии. Мы хотим сделать тильду для чиновников на всё, что происходит в государственном дизайне. Но подходим мы к ней со скрипом, это непросто.

Осенью у нас было запланировано обучение чиновников дизайну, но из-за ковидной волны всё отменилось. Но в планах это есть, обязательно сделаем.

Важно не столько научить их делать дизайн, сколько понимать, что такое дизайн в принципе, в чём его ценность. В целом хотелось бы, чтобы появилось понимание, что такое русский, удмуртский, ижевский дизайн, например. 

— Какой бы она была — идентичность ижевского дизайна?

— С моей точки зрения, это должна быть какая-то заводская эстетика, простая, чистая, без ярких цветов. Мне нравится герб Ижевска. Мне кажется, что он идеально показывает суть ижевского дизайна: во-первых, красивые цвета; во-вторых, понятный смысл. Баланс ижевского дизайна весь зашит в гербе, вот что надо расшифровывать. А самый близкий друг и сосед нам, мне кажется, скандинавский дизайн.

— Что тебя вдохновляет?

— Желание всё починить. Видеть изменения и процесс творчества.

— Поделись своими планами.

— Я хочу развивать высокотехнологичный и автоматизированный бизнес. А в дизайне хочу двигаться в сторону крупных форм. Может быть, что-то связанное с мебелью, архитектурой, автомобилями. Если говорить о дизайн-системе — то министерство дизайна. 

— Бизнес и творчество — разные полушария. Они у тебя одинаково работают? Как у тебя получается и там, и там?

— Тут не разные полушария, а просто надо найти правильных людей, которые будут тебе другое полушарие закрывать. Научный дизайн — приведение хаоса в порядок. Дизайнер получает удовлетворение, когда всё стоит на своём месте, всё идеально. Постоянное приведение в порядок жизни есть и в бизнесе, примерно одинаковый подход. Главное найти нужных людей, которые будут руководить процессами. 

— Ты рассказывал про детство, что, когда начал ходить в школу, проходил мимо детей в детском садике и считал себя взрослым. В каком возрасте ты по-настоящему почувствовал себя взрослым?

— Когда появляется ребёнок, человек становится взрослым. Взрослость — это ответственность, по сути, больше ничего.

— У дизайнеров есть проблема: когда они долго крутятся в одном продукте, внутри одного контекста, появляется стагнация. Как ты справляешься с этим?

— Для этого у меня есть жена. Она находится в настоящем моменте, она понимает, что сейчас модно, что нужно делать. Стагнация дизайнера как специалиста появляется, если ты постоянно занимаешься чем-то одним, поэтому важно заниматься и интересоваться разным.

С другой стороны, мне кажется, что человек, долго находящийся в продукте, чётче понимает, что нужно делать, и по итогу тратит меньше времени на решение своих задач. 

— Какое место территориально для тебя лучше?

— Россия. На втором месте Европа. Америка не произвела впечатления. В Азии мне тяжело находиться, именно с точки зрения дизайна, потому что мне важно видеть, как развивается цивилизация: визуально, культурно, эстетически, а там этого нет.


Поделиться статьей