Помочь проекту
Стать автором

Полина Митрюкова

Границы — это иллюзии.

О книжном бизнесе, бумажной индустрии, верных клиентах, переходе из offline в online и жизненных инсайтах.

В гостях — Полина Митрюкова, владелица книжного магазина «Books and more», который перешёл в online. 

— С какого года существует магазин?
— С декабря 2017.

— Насколько мы знаем, за это время магазин пережил огонь, воду и медные трубы.
— Да, он пережил всё,что только можно и нельзя. Изначально идея книжного магазина была моей мечтой: в студенчестве я работала в известной сети «Читай город», это был 2012 год. Параллельно думала о том, что хочу свой атмосферный, душевный книжный магазин. В 2017 году я смогла реализовать свою мечту.

— Мы знаем, что у тебя медицинское образование.
— Да, это правда. Я закончила второй мед, РНИМУ имени Пирогова. Работала по специальности — в детской онкологии в реабилитации, в системе образования. Со временем поняла, что это не моё — быстро выгорела. И в один момент я сказала себе: хватит. В этот период мы переехали с мужем из Москвы в Ижевск. Читая, всё больше понимала, что хочу открыть свой книжный. Открытие книжного — самый лёгкий процесс из всех, он шёл легко и быстро. За две недели подготовила все документы, зарегистрировала ИП, онлайн-кассу, нашла помещение. Но после открытия поняла, что не так всё просто. Изначально у меня не хватало знаний о том, как вести бизнес — делала очень много ошибок. До сих пор шишки набиваю. Считаю, что ошибки — главный двигатель прогресса, показатель того, что ты развиваешься и куда-то стремишься. Ошибки будут всегда и везде. Это нормально.

На Пушкинской, 273 «Books and more» просуществовал три года. Первые проблемы начались во время самоизоляции. Мы получили скидку на аренду, но она не покрывала тех потерь, которые мы несли. 

Сначала думала закрыть отдел на Пушкинской и уйти полностью в online, так как самоизоляция показала, что online книжный магазин работать может. Но в последний момент побоялась: мы переехали в «Эльгрин». Благодаря этому у меня появилось много знакомств, инсайтов. 

— Существует мнение, что сейчас книжный бизнес сам по себе умирает, что книги больше не актуальны. Как это отражается на магазине?
— Я с этим сталкиваюсь каждый день. Например, часто спрашивают, чем занимаюсь, и, когда узнают, говорят: «А кто сейчас книги-то читает?» На самом деле книжный бизнес не умирает — его убивают. Во-первых, за последний год бумажные книги подорожали на 30%, так как в России нет запасов бумаги — всё везём из-за рубежа. Во-вторых, маленькие магазины стали часто зарываться, важничать, принижать читателей. А надо поощрять любое чтение, любое направление, поэтому у меня  в магазине большой выбор литературы на разный вкус. Каждого читателя пытаюсь поддержать, поговорить.

Считаю, что книжный бизнес будет жить, но перейдёт в другой формат. А бумажные книги ещё долго не уйдут. Думаю, многие получают удовольствие именно от чтения бумажных книг.

С 2018 года существует книгообмен, поскольку книжный бизнес — не экологичный. Это позволяет прожить книгам по две-три жизни у разных людей.  

— Что делаете с книгами, которые приносят на обмен, но по ним видно, что вряд ли заберут?
— С книгообмена у нас обычно остаётся 10-20 коробок — в зависимости от того, в какой период он проходит. Все книги я отправляю в сельские библиотеки, фонд там не обновляется с 2000 года. Те книги, которые умирают, сдаём в макулатуру. Но в России беда с макулатурой — некуда сдавать.

— Как тебе кажется, сейчас книги покупают больше для себя или на подарок?
— В основном для себя. Книга — лучший подарок, но на подарок чаще выбирают сертификаты, чтобы у человека был выбор. 50% дохода сейчас у «Books and more» — книжные подписки. Я выделила определённые серии, на которые можно подписаться.

— Детская литература всё также приносит максимальный доход?
— Я её не развиваю, но когда есть запрос, предлагаю варианты. Детской литературы немного, но планирую закупать литературу для родителей и детей, больше развивающую, чем художественную.

— Можешь рассказать подробнее про переход из offline в online? Это было болезненно?
— Это было болезненно для меня. Для «Booksа» этот переход сложился лучше. Когда закрывала магазин, значилось 3000 единиц товара, через полтора месяца стало 9000. Online магазин позволяет расширять масштабы, увеличивать оборот. Если возникают трудности, нужно искать способы их преодолеть, а не винить себя и окружающих. 

— Вспомнишь какие-нибудь интересные случаи из жизни offline магазинов?
— У нас очень мало мужчин среди целевой аудитории, они редко покупают художественную литературу. Был один мужчина, который участвовал в книгообмене, и после ухода магазина в online, он зарегистрировался в Инстаграм, стал общаться с нами, покупать книги через соцсеть. Клиентов много, всех люблю.

— А как с воровством?
— Я, честно говоря, первоначально не задумывалась ставить камеры, ходить по пятам. Может пропасть несколько ручек, листы наклеек — всё на совести крадущих.

— Завозите какую-то прогрессивную литературу?
— Есть всё. Очень скоро запустим проект с подборкой классной литературы, личностей. И на протяжении недели только этим будем заниматься. 

— Делаете ли вы какие-то попытки сократить экологический след?
— Трейд-ин. Сейчас пытаюсь использовать как можно меньше пакетов для доставки. В планах ввести шопперы, сделать доставку заказов с сайта без упаковки.

— Ты всю жизнь работала в магазине одна, или у тебя были работники?
— Работники были — приходящие-уходящие. Со мной сложно сработаться, но одной с книжным справиться сложно. 

— Как ты переживаешь американские горки книжного магазина?
— Каждую сложность, с которой сталкивается магазин, стараюсь воспринимать как ступеньку к лучшей работе, к более высокому уровню. 

— Откуда ты берёшь вдохновение развивать своё дело, учитывая, что всё на тебе?
— Вдохновение — в книгах. Книги — это здорово. Очень хочется распространить, максимально увеличить количество читающих людей. Некоторые постоянные клиенты отправляют друг другу подарки, общаются вживую. И я получаю классную обратную связь.

— В чём ты видишь рецепт обратной связи?
— Весь мой бизнес сейчас строится на обратной связи. Я задаю очень много вопросов в Инстаграме и стараюсь чаще общаться с покупателями. Хорошую обратную связь дают книжные подписки.


Поделиться статьей