Иван Личидов
В рамках проекта «Завтрак» мы всегда знакомимся с интересными людьми, которые делают город Ижевск лучше и могут рассказать много интересного о себе и своём деле. На этот раз у нас в гостях побывал Иван Личидов, руководитель Арт-Резиденции.
Иван расскажет о том, откуда он взял деньги на свой первый крупный проект, как стал руководителем Арт-резиденции, почему в Ижевске сейчас не всё хорошо в плане культуры, а так же о том, куда уходят человеческие ресурсы.
Я и раньше занимался проектной деятельностью, разве что изначально это было по большей части в сфере театра. Например, я организовал театр Izh.Doc.Теatr и ставил с ними спектакли. В основном, документальные.
С этого лета все изменилось, так как я стал руководителем Арт-Резиденции, и мне необходимо заботиться не только об актёрах, но и о художниках, дизайнерах и всех прочих.
Первым моим крупным проектом стал фестиваль NovArt: Underground в День молодежи. Мы сделали полноценный фестиваль, где выступило множество групп. В итоге было 1.5 тысячи гостей.
В организации мне очень помог опыт ребят из галереи «Грифон» в проведении мероприятий. Хотя до этого я мало общался с ними. Сейчас же мы подружились и некоторые стали сотрудниками Арт-Резиденции.
Мне пришлось взять на этот фестиваль кредит. Но результатом я доволен.
Сначала я оказался в Администрации, мне сказали: «Вот площадка, давай делай». Я набросал смету, всё расписал. Потом у меня спросили, можем ли мы что-то бесплатно сделать, я говорю: «Да, конечно». В итоге, неделя до фестиваля, а у меня денег нет, и они даже звук не предоставили. А музыкальные группы категорически отказываются выступать, если нет мощного звука. У меня случилась сильная депрессия, меня накрыло, и вот я уже иду в Сбербанк и беру кредит. Я подумал, что ничего страшного по сути. Тем более там не только на фестиваль ушло.
Летом я съездил на форум «Достояние Республики». Написал за три дня проект, в том числе по фестивалю NovArt: Underground , но федеральные эксперты сказали, что на такую херню денег никто не даст: фестивалей много и фишки тут нет. В итоге я приехал с одним проектом, а уехал с другим: придумал лабораторию документалистики. И уже его повез на iВолгу. Там я жил неделю, и у меня появился проект: лаборатория документалистики, урбанистики и айдентики (как-то так накрутили эксперты). Сказали, что с этим что-нибудь дадут. И в итоге я выиграл 150 000. Буду реализовывать их в январе. В рамках лаборатории в Ижевск приедут: Виктор Вилисов — самый крутой театральный журналист, Марина Разбежкина — главный кинодокументалист России, и Михаил Дурненков — один из самых заметных драматургов современной России.
История с Арт-Резиденцией началась с того, что я закончил УдГУ, пошел работать в школу. И моя знакомая, Инге Зорина, сказала: «Какое-то место открывается, Арт-Резиденция, иди туда работать, но там ставка — 6 000». Я подумал: прикольно. И пошел туда. Из школы я потом ушел, потому что уехал с театром Les Partisans на гастроли, ну, и не вернулся в общем. В школу. Я тогда диплом как раз ещё писал, ну, и остался в резиденции администратором. Там очень специфическая атмосфера, потому что все работники — это такие большие личности. И в какой-то момент на меня легла не только административная работа. Так что де-факто я был управленцем давно. А де-юре как руководитель — с февраля этого года стал. Хотя не очень хотел этого, понимая что это ещё те заморочки. Но постепенно осваиваюсь, хотя привыкнуть невозможно.
Арт-резиденция появилась так: самые крутые кураторы в сфере искусства (Сергей Орлов, Павел Зорин, Андрей Смирнов, Дмитрий Черемных) объединились и «выбили» у города помещение. В это же время появился ЛИФТ.
У меня всегда получалось ладить с чиновниками. Ничего сложного, такие же люди. Особенно легко с женщинами. Надо просто найти подход. Поговорить с ней и понять, чего она хочет.
Мне и сейчас сложно дается административная работа. Например, когда бумаги надо заполнить или письмо отправить. Но я учусь делегировать.
Для меня самое сложное — это работа с некоторыми сотрудниками. Сейчас есть такое явление как текучка креативных кадров. Но в Арт-Резиденции изначальная команда осталась почти в изначальном виде. Приходят и новые люди. За всех я стараюсь бороться (когда это возможно). Хотя некоторые сотрудники и делают всё, чтоб их уволили. Такие своенравные, но важные для города. Приходится мне за них подписывать все бумаги, заниматься документами, придумывать разные лазейки.
Если вбить в поисковике «Арт-резиденция» то в последнее время выходит наша, хотя арт-резиденции «распиханы» в многих городах мира. Спасибо нашему пиарщику Насте Степуриной.
Арт-Резиденция, как место, это отстой, конечно. Потому что находится на первом этаже жилого дома: спектакль не сыграешь, группы репетировать не могут. С другой стороны мы этот минус перевели в плюс: осваиваем другие городские площадки.
Две вещи, которые я хочу реализовать в Ижевске как проектировщик — это сторителлинги и иммерсивный театр.
Когда работаем со спонсорами, мы не говорим: дайте денег. В Ижевске меценатов нет, да и в России сейчас стало мало. Мы предлагаем работу по взаимозачёту.
Пока мне сложно понять, надо ли кому-то всё, чем я занимаюсь. Но это моя внутренняя потребность. Хоть некоторые и думают, что я закрытый человек, но я на самом деле очень социальный. И у меня есть потребность делать что-то не для узкого круга людей.
Через день хочется всё бросить и уехать. Но это так... моментами. Быстро научился перестраиваться.
У меня два красных исторических диплома. Я часто размышляю, зачем мне это надо было. Видимо, я полностью изучил прошлое, и на этой платформе вижу будущее. Я изучил все кризисы и тупиковые периоды. И сейчас интуитивно чувствую правильный вектор.
Когда приехал в Ижевск из Сарапула ко всему пришлось привыкать. Я был совершенно один в чужом городе. Года два я просто ходил на учебу и тусил, а через три года я стал проникаться Ижевском, когда попал в театр Les Partisans.
Когда я стал «замечать» город, он уже находился в кризисном состоянии. До меня доходят только истории о тех временах, когда у нас все было круто. В тот период, когда появились Арт-Резиденция и Лифт, я тоже только освоился. Опять же кризисные ситуации мне ближе. Я хорошо работаю там, где всё плохо.
Если говорить о пирамиде Маслоу, то у города даже первая ступенька не закрыта. И сейчас нет возможности думать о том, чтобы в Ижевске было хорошо в плане культуры. Городу пока что надо просто выживать. То есть первая задача — обеспечить первую ступеньку, а третья ступенька, чтобы просто была и никуда не исчезала.
Большое искушение пойти зарабатывать деньги. На обслуживании первой ступеньки или второй. Но я для себя пока вижу цель заниматься «верхними ступенями».
Если я буду чиновником, у меня не будет денег и уже я буду заставлять других людей организовывать мероприятия и брать кредиты. То есть там нет ничего деятельного. Зачем мне это? Я не вижу там себя. Для меня руководитель Арт-Резиденции — это уже много.
«Коридорная кишка» — так критики назвали Арт-Резиденцию в главном театральном журнале страны.
Арт-Резиденция — это первый этаж жилого дома. Раньше там была прокуратура. Главный презентационный зал — это бывший зал суда. В помещении сохранились камеры-одиночки, где мы сделали Камерную галерею. У нас прикольно. Немного убито, но прикольно.
По сравнению с ЛИФТом нам не доложили миллиончиков. В Арт-Резиденции уже после ремонта было плохо.
Некоторые соседи ругаются на нас, но мне приходится со всеми дружить. Ежедневно. В доме 60 квартир, и всех жильцов я знаю в лицо. И бывшую старшую по дому и новую старшую по дому. И соседку, которая только заехала.
Есть пара соседей, которые постоянно пишут заявления в администрацию города, что мы наркоманы и АУЕ.
Оформление стен Арт-резиденции я согласовывал с каждым жильцом дома. Я показывал четыре вариант эскизов, и они выбирали из них. Теперь приходят и говорят: «Мне вот здесь фламинго нарисуйте». Причем в этой ситуации произошел очень хороший воспитательный момент. Потому что все заказывали сначала пейзажи «средней полосы России» — такая формулировка была буквально. Но потом мы показали эскизы по авангарду, и им это понравилось. Когда обсуждал оформление второй стены с бывшей старшей по дому, мадам Волконской (прокурор на пенсии), спросил: «Хотите среднюю полосу России»? Она говорит: «Нет, давай авангард дальше». И буквально вчера Максим Веревкин разрисовал вторую стену.
Я сейчас больше внимания обращаю внимание на проекты. Они сейчас не привязаны к месту и образуются сами по себе. Собирается проект, формируется команда, реализует этот проект. И так каждый раз по-новой.
Главное в Ижевске — это человеческий ресурс. Пока он есть, все будет хорошо. Пока будут эти 20 человек, которые будут «толкать» Ижевск. Например, Азалина Закирова — это мой пример для подражания. Она человек-миссия. Когда она проводила Открытый город, её кидали все. Не было финансирования, другие организаторы уезжали, не помогали, и она одна подчас одна всё это организовывала. Из года в год. Она вложила больше денег в Грифон, чем я в Арт-резиденцию. Ей важна социальная среда. Таких людей мало и их надо ценить и оберегать. Говорить им, что они хорошие.
Люди тратят своё время и ресурсы на благо города вместо того, чтобы деньги зарабатывать.
Я ездил в Москву в сентябре и у меня появилось плюсом три варианта, чем там заниматься. Но нет, вернулся в Ижевск.
Я — маньяк контроля.
Я не думаю, что я амбициозный человек.
Когда-то я очень депрессовал и размышлял, кто я. Актёр, режиссёр, историк? Но в какой-то момент я понял, что я могу и должен заниматься всем. И менеджемент, которым я сейчас занимаюсь — это как раз такой вариант. Я принимаю эту данность и тихонько иду своей дорогой. А какая это дорога, мне непонятно. Какая-то витиеватая.