Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Книги » Над пропастью во ржи | Прочитано
Афиша Ижевска — Над пропастью во ржи | Прочитано

Над пропастью во ржи | Прочитано

Автор: Джером Сэлинджер

Рецензия на роман американского писателя Джерома Сэлинджера. Повествование ведётся от лица 16-летнего юноши по имени Холден. Откровенно рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества.

Неизвестно, что сложнее — писать отзыв на книгу, которую никто не знает, или на «Над пропастью во ржи». Сэлинджер, подросток Холден Колфилд в красной охотничьей шапке — все же в курсе?

Первое, что понимаешь буквально через две страницы — слишком поздно эта книга оказалась у тебя в руках. Надо быть ровесником главного героя, а можно быть даже моложе, но когда вы старше на пять лет, остаётся отвратительное по сути своей снисхождение и старческое «ну, когда-то и я была такой». Благо, брюзжание через какое-то время отступает (в конце концов мне не 120 лет).

В последнее время, берясь за книгу, я ожидаю большей резкости в переходах, а потому здесь где-то на середине застываю в негодовании — эта бесконечная завязка когда-нибудь кончится? Где всё остальное? Хотя всё остальное уже началось и ждать сюжета как такового бессмысленно — его не будет. Прочитанное — скорее книга-ощущение, чем рассказанная история.

Такие ожидания играют явно не на пользу первым впечатлениям — спустя треть книги я уже в ней разочаровалась и искренне не понимала, почему добрая половина мира от неё в восторге. Дочитывала из чистого упрямства, а дочитав, немного поменяла мнение. И всё же чувство растерянности не исчезло. 

Эта книга про всех — а точнее, про поколение. Даже про меня в определённый период, ну и про героя, конечно. Понятное дело, что всё искусство, тобой поглощаемое — в любом случае про тебя, ты же его читаешь/смотришь/воспринимаешь и автоматически прикладываешь, как подорожник, к своей жизни. Потому, как мне кажется, мастерство автора (и последующее признание) скорее в схватывании внутренних ощущений и внешних нелепостей, которые роднят читателя с описанным миром: чем чаще попадаешь в ощущение реальности происходящего, тем прочнее история заседает в твоей голове.

Холдену хватает смелости поступать так, как мне мечталось (хотя и не всегда). Он не супергерой, а нормальный подросток шестнадцати лет, который скорее заплачет от безысходности, чем пойдёт бить кому-то морду, а мне, как оказалось, тоже в душе 16 лет и я его понимаю, как человека.

Здесь должен быть пассаж про то, что он ещё ребёнок, и легче ему с детьми (с той же сестрой, например), да и все мы в душе дети и вырастем и повзрослеем полностью примерно никогда. Но это же очевидно, правда? Маленькая правда, которую очень страшно признавать, пока кто-то не ткнёт в неё носом. Только сейчас уже не спрячешься от взрослых, потому что хоть мы и не взрослые, но за взрослых теперь — мы. Словом, раньше надо было такие хорошие вещи читать.

Автор: Татьяна Черкасова

Дата публикации: 3 августа 2017, четверг

Отзывы