Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Концерты » Современная классика — знакомься, Ижевск!
Афиша Ижевска — Современная классика — знакомься, Ижевск!

Современная классика — знакомься, Ижевск!

19 мая в зале Удмуртской государственной филармонии выступал Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Ансамбль существует с 1990 года и является одним из немногих профессиональных коллективов, исполняющих современную классическую музыку. МАСМ выпустил 40 компакт-дисков для западных лейблов, объездил с концертами 40 городов России, гастролировал более чем в 20 странах, исполнил произведения порядка 600 композиторов.

В Ижевск он приехал с новой программой «Пьеро-проект». Её ядро — шедевр А. Шёнберга «Лунный Пьеро» (1912). По словам дирижёра Оливье Кюанде (Швейцария), «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга и «Весна священная» Игоря Стравинского (1913) совершили революцию в мире классической музыки, явив концепцию построения композиции, где в отличие от классической тональной системы с её тяготением к основному тону (тональности), все звуки 12-тонового звукоряда имеют равные права. Спустя почти сто лет мы имеем возможность прикоснуться к этому ключевому моменту в истории музыки.

В основе проекта — фигура Пьеро. Оливье Кюанде считает, что это тот же русский Петрушка. Этот образ сошёл с театральных подмостков и стал одним из самых популярных персонажей западной литературы. Поэтический цикл из 50 стихотворений бельгийца Альбера Жиро «Лунный Пьеро» (1884) в переводе на немецкий Отто Хартлебена вдохновил на музыкальное воплощение не только Шёнберга. Ещё до него эти стихи положил на музыку его соотечественник Отто Фрислендер. Отрывки из его произведения, а также других, тематически связанных с фигурой Пьеро, зрители и услышали в первой части концерта. Кроме того, была исполнена пьеса пермяка Игоря Машукова «Кама — Бог любви».

Что же представляет собой современная классика? Могу сказать, что эта музыка совершенно незнакома широкому кругу зрителей. Подозреваю, что большую часть зрителей составляли ребята из Музучилища. Часть зрителей — как видно, случайных, ожидавших обычного сладкозвучного барокко, — покинула зал после первой части, хотя ведущая концерта (Виктория Коршунова, музыковед, директор МАСМ) предупредила, что во второй части как раз и будет исполнен шедевр Шёнберга, причём полностью, что бывает исключительно редко. Позабавил тот факт, что именно эти люди расположились поначалу на первых рядах зала. Их место после антракта заняли те, кто пришёл именно на вторую часть, чтобы услышать живое исполнение произведения, даже и в наше время считающегося среди музыкантов революционным.

Оливье Кюанде говорил на пресс-конференции, что эту музыку нужно воспринимать не умом, а непосредственно. Что во многих странах, несмотря на незнание немецкого языка, люди интуитивно понимали, о чём она говорит, просто её чувствуя. Мне видится, что он значительно идеализирует ситуацию, и говорит скорее как человек, который горит тем, что делает. Эту музыку нужно учиться слушать. Если в простых пьесах Баха вы хотя бы интуитивно не слышите переплетения трёх голосов, современная классика покажется вам просто какофонией. Стоит заметить, что Шёнберг не только поставил смелый эксперимент в области гармонических основ композиции, но и применил особый вид пения — «речевое пение» (sprechgesang), оно представляет собой нечто среднее между пением и речью. Эту не самую простую технику исполнения блестяще продемонстрировала солистка Екатерина Кичигина.

Было приятно услышать такую непривычную музыку, а розданный зрителям русский перевод «Лунного Пьеро» и комментарии ведущей здорово помогли проникнуться этим особым творением человеческих рук и беспокойного разума, познающего себя и мир такими необычными путями!

Автор: Андрей Огородников

Место и дата проведения: Удмуртская государственная филармония, 19 мая 2011

Дата публикации: 3 июня 2011, пятница

Отзывы

  • A

    Anton

    Это был взрыв мозга! Самый психоделический концерт года!

    Ответить