НЮреальная красота
18+Музей изобразительных искусств представляет выставку «НЮреальная красота».
За 30-летнюю историю музея это не первая выставка на подобную тему. Но если предыдущие наряду с огромным ажиотажем вызывали волну критики, упрёков в аморальности, то сегодняшняя — иное дело. В современной культуре образ обнажённого женского тела стал привычным клише, стереотипом, на который уже даже не обращают внимания. Поэтому цель выставки — познакомить зрителя с разнообразным авторским художественным прочтением темы ню.
Образ обнажённого женского тела волновал художников во все времена. Каноны прекрасного меняются, это естественно. «Существует столько же идеалов красоты, сколько форм носа или различных характеров», — говорил Стендаль. Даже само слово «идеал» скучно и безжизненно. И сложно такое бесконечное понятие, как красота привести к общему знаменателю идеала. Мы к этому и не стремились. Задача выставки — дать зрителю возможность выбора, самостоятельных решений и размышлений. Здесь представлены работы художников разных стилей в живописи, графике и скульптуре. Красота, воплощённая в камне, дереве, металле, акварели, масле — вот то, что вы увидите на экспозиции.
Представленные произведения несомненно и выгодно отличаются от современных продуктов массовой культуры. Художники предлагают вашему вниманию самые разные женские образы — от «роковых» библейских красавиц Юдифи и Саломеи до женщины-медведицы, напоминающей языческий идол времен матриархата. Эти образы неоднозначны, заставляют задуматься, искать ответ. Какие качества присущи красивым женщинам? Что сопутствует красоте — сила, слабость, коварство, нежность или всё вместе, или же красота сама по себе является самодостаточна и не нуждается в объяснениях и дополнениях. Соглашаться с авторами или нет, смотреть их глазами или найти свою точку зрения — выбор зрителя.
Классические каноны представлены известным художником Лебедевым. Несколькими мазками кисти обрисован плавный силуэт женской фигуры. Простота и минимализм близки образцам каллиграфии. Художник подчёркивает нежность и хрупкость модели.
Напротив, скульптура А. Суворова «Баба» близка палеолитическим венерам. Тёмное дерево, словно обожжённое огнём времени, о слабости тут нет и речи, это женщина — прародительница, глава рода. Красота, приравненная к силе, — идеал каменного века.
Скульптура «Смородина» Г. Кутлыбаева изображает юную девушку, нимфу с прижатой к щеке гроздью ягод. Нежный овал лица, томная лукавая улыбка, манерная, вычурная поза, почти кошачья гибкость и грация.
Полные тонкой иронии работы Анвара Сафиуллина заставляют задуматься о неоднозначности красоты. Красная шапочка в одноимённой работе предстаёт отнюдь не жертвой, а этакой полуобнажённой женщиной вамп, и красный цвет здесь скорее цвет страсти и опасности.
Творчество известного удмуртского художника М. Гарипова представлено работой «Русалки». Розовые тела купальщиц, яркая ночная синь озера. Ощущение радости, полноты бытия поражает в этой выполненной в стиле наивного искусства работе.
Выставка работает с 23 марта 2011 года.
Режим работы: со вторника по субботу с 10:00 до 17:30.
Стоимость билетов: от 15 до 60 рублей.
Фотограф: Влад Кумачёв